Законодательные тенденции в «теории милосердия».

К концу XVII в. происходит переориентация социальной по­литики в государстве. Соборное уложение 1649 г., направлен­ное на секуляризацию церковной власти, смещает акценты в «теории милосердия», постепенно фор­мируется новая «теория призрения». В ней все большее и боль­шее место занимают светские тенденции в организации и идео­логии социальной помощи.

Государственная идеология помощи окончательно формируется к началу XVIII в. Её отличительные черты:

1. изменяется доктрина помощи,

2. ос­новные положения раскрываются не в трудах отцов и апостолов церкви, а в «Судебниках», где намечаются подходы к субъек­там и способам поддержки и защиты,

3. дифференцируются объекты и способы помощи,

4. христи­анские понятия обогащаются административными и юридичес­кими терминами,

5. основным субъектом помощи выступает монарх как но­ситель определенной истины и справедливости,

6. изменение понятийного поля и подходов к субъектности клиента, его «существование-несуществование», норма­тивность зависят теперь в полной мере от регламентации госу­дарства,

7. появляются иные категории клиентов (пленные и лица, состояв­шие на государственной службе),

8. меняется отношение к институту ни­щенства, как к образу жизни, противоречащему общественным представлениям о жизненном сценарии личности.

Некоторые из этих тенденций зафиксированы в «Судебниках», в которых институт нищенства подвергается реформированию: упорядочивается проживание «нуждающихся» в монастырских стенах. К институту вдов также начинают подходить дифференциро­вано, с прагматической точки зрения – «возможности-невоз­можности» самостоятельно кормиться. Купцам и го­рожанам запрещалось жить под сенью монастырских стен, и они не попадали под юрисдикцию святительских судов.

Дальнейшее развитие общественно-правовой мысли в облас­ти помощи и защиты нуждающихся осуществлено в Стоглаве. В данном историческом памятнике отражены первейшие соци­альные технологии помощи, где различным типам клиентов предоставлялся свой вид деятельности, свой институт, свое фи­нансирование и своя законодательная база. Это касается и людей церкви, и различных категорий нуждающихся, и пленных.

«Домострой» также на сво­их страницах отражает специфику социаль­ной помощи нуждающимся, определенными канонами христи­анства. В «Домострое» милосердие не обосновывается, а принимается априори, вопрос строится вокруг реализации принципов милосердия в существующих социальных институ­тах. В нём рассматриваются принципы ми­лосердного отношения «для закрытой» и «открытой» средовой помощи.