Статистического наблюдения
Программно-методологические вопросы
Для эффективного проведения научного исследования необходима достаточная и объективная информационная база (статистические данные). Она формируется на первой стадии исследования – стадии статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение – это планомерный научно организованный сбор данных или сведений о социально-экономических явлениях или процессах. К статистическому относится такое наблюдение, которое обеспечивает регистрацию устанавливаемых фактов в учётных документах для дальнейшего обобщения.
Важными требованиями являются массовый характер статистического наблюдения, его систематичность, достоверность достаточная полнота и сопоставимость получаемых данных.
1. Статистическое наблюдение, как правило, носит массовый характер. Это проявляется в том, что при проведении наблюдения необходимо получить данные от максимально возможного числа изучаемых единиц совокупности. Массовый охват совокупности позволяет получать наиболее точные данные, характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.
2. Планомерность проведения статистического наблюдения заключается в том, что любое исследование проводится по заранее разработанному плану, который включает в себя ряд программно-методологических и организационных вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необходимой информации и обработки полученных данных.
3. Принцип научной организации лежит в основе любого этапа статистического исследования и заключается в комплексном применении научно обоснованной статистической методологии сбора и обработки данных.
4. Многообразие причин и факторов, определяющих развитие изучаемых явлений и процессов, диктуют необходимость сбора данных не только непосредственно об объекте исследования, его основных характеристиках, но и учет факторов, которые определяют состояние и развитие изучаемого объекта.
5. Для обеспечения достоверности первичных статистических данных, получаемых на стадии статистического наблюдения, необходима тщательная и всесторонняя проверка качества этих данных.
Основная цель статистического наблюдения – это сбор надежной и достаточной для объективных выводов статистической информации о социально-экономических явлениях и процессах для получения обобщающих характеристик.
В основе статистического наблюдения может лежать как документально подтвержденная информация (например, учет затрат на производство продукции), так и субъективные оценки населения. Примером статистического наблюдения являются опросы общественного мнения. Такое наблюдение принимается с целью выявления отношения людей к некоторым представляющим интерес вопросам или спорным событиям. Изучение общественного мнения входит в основу общей системы исследования рынка и является его важной составной частью. В свою очередь при переписи населения по каждому жителю страны регистрируются сведения о поле, возрасте, семейном положении, образовании и др. Такие наблюдения требуют опроса ряда лиц по заранее определенной программе.
Статистическое наблюдение может проводиться как органами государственной статистики, так и другими заинтересованными организациями (научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм).
Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:
- подготовка наблюдения;
- проведение массового сбора данных;
- подготовка данных к автоматизированной обработке;
- разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.
1. Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ, которые необходимо выполнить до проведения непосредственно сбора информации. Сначала решают методологические вопросы, связанные с определением цели, задач и объекта и единиц наблюдения; состава признаков, подлежащих регистрации; с разработкой программы и инструментария для сбора данных; обоснованием способа сбора информации, времени и продолжительности наблюдения.
Цель и задачи статистического наблюдениянепосредственно вытекают из целей и задач исследования. Статистические наблюдения, как правило, преследуют практическую цель - получение полной и достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью всеобщей переписи населения является получение полной информации о состоянии населения на критический момент переписи - данных о численности и составе населения, условиях его проживания, факторах, определяющих естественное воспроизводство народонаселения и т.д.
Цель и задачи наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Нечетко сформулированные цель и задачи могут привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для объективной оценки состояния и изменения объекта наблюдения.
Объект и единица наблюдения.При подготовке наблюдения кроме цели и задач следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.
Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы (например, совокупность предприятий конкретной отрасли экономики, совокупность населения страны и т.д.). Обоснование объекта наблюдения связано с определением его границ на основе установления критерия, выраженного четким ограничительным признаком, называемым цензом. Ценз обеспечивает невозможность объединения разнородных объектов или недоучета некоторой части объекта статистического наблюдения.
Единицей наблюдения называют составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации (например, отдельный человек или предприятие).
Отчетной единицей выступает объект, от которого поступают данные о единице наблюдения.
Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отбирать те признаки, которые являются существенными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава и последовательности учета регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.
Программа наблюдения – это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. Разработка программы является важнейшим аспектом программно-методологического обеспечения статистического наблюдения. От того, насколько корректно разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации. При составлении программы наблюдения следует учитывать ряд требований:
1) программа должна включать только наиболее существенные признаки, характеризующие изучаемый объект, что связано с ограничениями имеющихся ресурсов (финансовых, трудовых и пр.), сроками получения результатов, степенью детализации изучения объекта наблюдения;
2) в программу не следует включать второстепенные вопросы, которые могут затруднить работу по сбору первичных данных, обработку и анализ полученной информации;
3) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;
4) в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;
5) в программу иногда следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и согласованности собираемых сведений;
6) вопросы программы должны быть сформулированы четко, ясно и лаконично, не допуская возможности их различного толкования.
Одновременно с программой наблюдения составляется и программа разработки результатов наблюдения. Она включает перечень обобщающих статистических показателей, которые будут получены в процессе обработки собранных первичных данных, и макеты статистических таблиц, в которых представлены эти показатели. Программа разработки результатов наблюдения позволяет уточнить программу наблюдения.
При подготовке статистического наблюдения необходимо также разработать соответствующий инструментарий: формуляры и инструкциипо их заполнению. Формуляр наблюдения разрабатывается для записи ответов на вопросы программы и представляет специальный бланк, в котором содержится перечень вопросов программы, свободные места для записи ответов на них, а также для записи шифров (кодов) ответов. В практике статистического наблюдения используются формуляры двух видов – карточные и списочные. Карточные формуляры предназначены для учета данных по одной единице совокупности. Формуляр-список включает сведения по нескольким единицам совокупности и является более экономичным и удобным для автоматизированной обработки.
К формуляру обычно составляется инструкция, которая включает совокупность разъяснений по содержанию вопросов программы и указаний, как заполнять формуляр и избежать вероятных ошибок.
Место и время наблюдения. Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. При организации статистического наблюдения также необходимо решить вопрос о времени проведения данного наблюдения (в том числе выбрать сезон), установить срока (периода) наблюдения и так называемого критического момента.
Период наблюдения – это время, в течение которого осуществляется регистрация признаков у единиц наблюдения по установленной программе. Продолжительность периода наблюдения зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: размер и состояние объекта наблюдения, объем и сложность программы наблюдения.
Для наиболее подвижных объектов изучения, таких как население, например, устанавливается критический момент статистического наблюдения. Критическим моментомназывается момент времени, по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений.
Обычно критический момент назначается на начало периода наблюдения.
Кроме методологических необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав органов, проводящих наблюдение; подобрать кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.
2. Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.
3.Подготовка первичных данных наблюдения к автоматизированной обработке. Собранные данные на этом этапе подвергаются арифметическому и логическому контролю, а также кодировке.
4. На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих статистических наблюдений.