Работа над техникой речи.

Синтетические упражнения.

1) Прочитать и записать слова, вставляя вместо черточки пропущенный слог: а) на – (.. род, .. ходка, тиши.., па..ма, мали.., паути.., ..шёл, воро.., за..вески, вес.., гли..); ки (нос.., ..но, оч.., зам.., конь.., ..ты, мар.., кус.., руч..) и т.д..

2) Добавить слог с указанным звуком, чтобы получилось слово. Например: го..(ра), ко..(ра), вед..(ро),ша..(ры), топо..(ры), забо..(ры), кома..(ры).

Учитель предлагает детям назвать все слово, определить, в каком слоге указанный звук.

3) Составить слоги из букв разрезной азбуки. Предлагаются слоги различной слоговой

структуры: ма, ах, со, ом, кра, аст, мы, зом.

4) Игра «Слоговое лото». а) Составить слова со слогами: ба, бо, бу, бы, би, ки, ты, га, ты, ки, ма (бабушка, боты, бумага, быки...). б) Составить слова из слоговых карточек: да, дво, вед, ры, дю, ди, ду, ры, бы, ма, ро, ва (дворы, Дима, ведро, дрова, дубы, дары...).

5) Игра «Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает».

На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог: сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, коранфеты, патустила, балиранки, пинорожки, оребрихи.

Нужно «расколдовать» слово, прочитав его правильно, без лишнего слога. Читает слово тот, кто первым обнаружит лишний слог. Прочитав правильно, победитель получает «вкусное» слово, которое является сюрпризом.

6) Игра «Помоги собрать слова». Слова рассыпались на слоги. Помоги их собрать. Назвать количество слогов в словах.

7) Игра «Измени слова». Убрать один слог так, чтобы получилось новое слово. Смородина – ..., волки – ..., забор – ..., лесник – ..., бабочки – ..., машина – ..., баранка – ..., дорога – ..., стрекоза – ... и т.д.

8) Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: бу – га, ра – та, ел –, ка – даш, – рог, по – да.

9) Составить слова из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; прос, ша, ква, то; вар, мо, са; ла, пи; ук, па; ней, ли, ка; ны, мо, ли; лы, сто; ки, оч; ка, лож.

Техника речи включает в себя правильное дыхание и четкую дикцию.

Следует различать дыхание физиологическое и речевое. В жизни дыхание является непроизвольным; оно протекает равномерными актами вдоха и выдоха равной длительности. В ходе чтения вслух и говорения обычного физиологического дыхания не хватает, в этом случае имеет место речевое дыхание – процесс управляемый, произвольный.

Задачи развития речевого дыхания: 1) следует тренировать длинный выдох, а вовсе не умение вдыхать большое количество воздуха; 2) необходимо тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи.

Совершенствование дикционных навыков учащихся состоит в воспитании у младших школьников чистоты и ясности произнесения отдельных звуков, слогов, слов, фраз.

В школьной практике для отработки дикции традиционно используются чистоговорки и скороговорки.

Целесообразна такая последовательность работы над чистоговорокой:

  1. Медленное, размеренное произнесение чистоговорки учителем.
  2. Осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом.
  3. Повторное, с усиленной артикуляцией, произнесение чистоговорки учителем.
  4. Обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение.
  5. Индивидуальное произнесение.
  6. Анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач.

 

Памятка «Как разучивать скороговорку»

1. Прочитай скороговорку медленно.

2. Подумай, о чем говорится в скорого­ворке.

3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук или сочетание звуков повторяется много раз.

4. Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить ее.

5. Теперь повтори скороговорку шепо­том, несколько раз: сначала медленно, по­том все быстрее и быстрее.

6. Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.

 

С детьми, у которых отмечаются дефекты речи (шепелявость, картавость, сюсюканье, гнусавость) или с недостатками в развитии самого речевого аппарата (неправильное смыкание чéлюстей, неправильное положение зубов), работает логопед.