Аналитические упражнения.

Работа над звуками.

Лекция № 3. Основные виды занятий по обучению грамоте.

План

1. Работа над звуками:

а) аналитические упражнения;

б) синтетические упражнения;

в) работа над техникой речи.

2. Знакомство с ударением.

3. Работа над предложением.

4. Методическая копилка (из опыта работы) самостоятельно!!!

Литература:

1. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : [учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – С. 48–62.

2. Учебные программы для общеобразовательных учебн. завед. с обучением на русском языке. 1–4 классы. – К. : Видавничий дім «Освіта», 2012. – С. 17–29.

 

Обучение грамоте – основной этап школьной жизни ребенка. Именно на этом этапе обучения закладывается фундамент для успешного овладения ребенком всеми учебными предметами в начальных, средних и старших классах.

А основой обучения грамоте является работа над звуками. В начальных классах не вводится определение звука, т.к. это довольно сложное понятие. Тем не менее дается понятие о звуках речи как строительном материале для слов (см. Г. Г. Граник «Секреты орфографии» – как рождаются звуки. М., 1991), а также речевые звуки сопоставляются с неречевыми (неязыковыми) звуками.

Для успешного обучения чтению и письму первоклассник должен научиться различать звуки речи на слух, выделять их из слова (анализ), сравнивать между собой, объединять звуки в слоги (синтез).

Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие задания:

1) повторить вслед за учителем слова с заданным звуком, показать карточку с соответствующей буквой;

2) показать карточку с буквой, если в слове есть соответствующий звук;

3) отобрать предметные картинки, в названии которых есть названный звук;

4) назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названии которых есть указанный звук;

5) по сюжетной картинке назвать слова с указанным звуком;

6) выделить из предложения слово, включающее в себя данный звук, и показать соответствующую карточку с буквой;

7) дополнить предложение словами, в которых имеется названный звук (с опорой на картинки). Например, учитель называет часть предложения, а ученики выбирают картинку на определенный звук ([р]) и дополняют предложения соответствующими словами:

Мама посадила на грядке... (свёкла, лук, морковь). В цирке мы видели... (лев, тигр, слон). На клумбе расцвели... (маки, тюльпаны, розы).

Вначале ребенок произносит недостающее слово, а затем все предложение полностью.

8) Игра «Лото».

Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие в себя названный звук и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквами или без буквы, обозначающей звук. Учитель называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии указанный звук, и закрывают картинку квадратиком с буквой, если в слове есть этот звук, и цветным квадратиком, если в слове нет данного звука.

9) Выбрать картинки, названия которых начинаются с ударных гласных (а, о, у). Предлагаются картинки, на которых нарисованы мышка, окно, астра, осы, улица, аист, улей, утка, азбука, угол и т.д.

10) Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего. Например: Окно – Оля – яблоку...Назвать слова, начинающиеся с ударного гласного звука.

11) Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть, например, звук [л]: в первый ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, во второй – в середине, в третий – в конце слова. Предлагаемые картинки: лампа, полка, лыжи, стол, стул, луковица, пол, голубь, мыло, лось, лодка, пенал и т.д. (аналогичные задания и с другими звуками).

12) Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале (в середине, в конце) слова.