Способ организации (управления) духовной, практической деятельности.
Как технология (техника) решения исследовательских проблем;
Как искусство творческого мышления;
II. Диалектика как метод духовной и практической деятельности
В общем плане вся теория диалектики используется как средство, является универсальной, рациональной методологией духовной и практической деятельности.
Отдельные положения диалектики (принципы, законы и категории) обращаются в принципы диалектического метода. В этом случае диалектический метод противопоставлен своему антиподу – метафизическому методу, который абсолютизирует, преувеличивает отдельные моменты действительности. (Метафизика истории – сочинение Аристотеля, теоретический смысл его – учение о бытии и другие теоретические основы философии, Гегель ввел третий смысл – антиподность диалектики).
Диалектический метод может реализоваться трояким образом:
1. Диалектика, как искусство творческого мышления формируется на основе типов мышления: скептицизм, догматизм, софистика, эклектика. Их истоки в глубокой древности, но эти типы мышления на протяжении истории и в наше время.
Скептицизм – сомнение в чем-то, состояние духа, когда человек испытывает неуверенность в истинности чего-то; отсутствие твердой убежденности; колебание между различными точками зрения. Постоянно фиксирует противоречия бытия и мышления, находит аргументы «за» и «против», в итоге приходит к воздержанию от категорических утверждений. В античной школе скептицизм возникает в период эллинизма, само явление принадлежит раннему этапу – при критическом отношении к мифологии. В эпоху Возрождения у Монтеня оптимистический скептицизм.
Догматизм – это тип не критического мышления, опирающегося на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами, без учета конкретных условий. Его объективной основой является традиция и опыт. Гносеологическим основанием догматизма является одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании ее относительности. Характерен для религиозного мышления, в науке – слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений, абсолютизация исходных доктрин учения (политический догматизм).
Софистика - тип «хитроумного» мышления, основанного на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении логических доводов и аргументов, выдаваемые за правильные. Словесные увертки, ухищрения, подмена понятий, неверные формы вывода, выхватывание отдельных положений теории из контекста, подтасовка фактов. В основе учения софистов об истине лежит представление об отсутствии абсолютной истины и объективных ценностей. В противоположность диалектике, софистика абсолютизирует момент субъективной относительности в познании. Софистика возникла в античности. В практике проявляется в манипуляциях людьми. Манипулятор – человек, использующий людей для достижения своей цели. Софистика развивает гибкость мышления.
Эклектика– представляет видимость учета всех сторон познаваемого объекта; механически соединяет разнородные участки знания, объединяет разнопорядковые связи, не различает главного и второстепенного (соед. разных стилей в архитектуре).
Так, скептицизм, догматизм, софистика, эклектика - разновидности метафизического мышления, в этом смысле они – варианты антидиалектики, но каждая из них абсолютизирует определенный момент реального познания. Подлинная диалектика не впадает в крайности, но учитывает все их рациональное содержание. Так, диалектика представляет собой наиболее совершенную идеальную модель мышления.
Диалектика как искусство творческого мышления, возникает в дискуссиях в форме диалога (Сократ). Диалог предполагает: умение встать на точку зрения оппо-нента; вскрыть противоречия в его суждениях; видеть его недостатки с его точки зрения; путем синтеза положительного содержания двигаться к объективной истине
2. В диалектике как технологии (технике) решения исследовательских проблем реализуется эвристическая функция диалектического метода. Это средство «интеллектуальной разведки». Его универсальность означает возможную применимость в каждом конкретном случае. Результатом его использования является принципиальное решение проблем. Для получения конкретной формы их разрешения диалектический метод дополняют конкретными общенаучными, социально- научными методами, конкретными методиками, приемами, операциями. Они являются его формами выражения. Так, диалектика анализа и синтеза, находящая выражение в общенаучном системном анализе, в дальнейшем конкретизируется в математическом анализе, физическом, биологическом, экономическом и других анализах.
Принципы диалектического метода делят по внутр. целям науч. познания:
1. принципы описанияпозволяют в общих чертах охарактериз. процесс изменения материальных систем (объектов) и ответить «Как оно осуществляется?»;
2. принципы объясненияпозволяют понять источник, причину изменений, т.е. дать ответ на вопрос «Почему происходит изменение?»;
3. принципы предвидения позволяют определить главное направление развития систем (объектов), ответить «Куда возможно, наиболее вероятно их развитие?».
Так они позволяют адекватно рассматривать различные явления, констатируя их в виде фактов, анализировать, вскрывать сущность, закономерности, причины, синтезировать их как возможные проявления сущности и внутренних закономерностей. Отсюда триада Гегеля: тезис – антитезис – синтез, выражающая формальную сторону диалектического материализма. В такой технологии принципы, законы, категории диалектики обретают методологический смысл и соответствие целям.
К методологическим принципам описания относят:
1) принцип объективности (методологическое выражение принципа требует рассматривать все вещи сами по себе, объективно, независимо от деятельности человека и его сознания; требует наличие фактов, а не предвзятых мнений);
2) принцип единства качественных и количественных характеристик(методологическое выражение закона перехода количественных изменений в качественные из теории диалектики требует учитывать не только качественную сторону объектов, но и количественную, и выражать их в соответствующих описаниях);
3) принцип всесторонности (методологическое выражение многообразия всех категорий из теории диалектики определяет многообразие конкретных характеристик объекта, что выражается во множественности его описаний.
К методологическим принципам объяснения относят:
1) принцип активности субъекта познания(методологическое выражение принципа детерминизма из теории диалектики требует разделять характеристики объекта на важные-неважные, существенные-несущественные, внутренние-внешние)
2) принцип противоречивости(методологическое выражение закона единства и борьбы противоположностей из теории диалектики требует усматривать причину изменений в борьбе противоположностей);
3) принцип конкретности(методологическое выражение категорий из теории диалектики требует определять категориальную специфику главного противоречия являющегося причиной изменений объекта).
К методологическим принципам предвидения относят:
1) принцип единства исторического и логического (методологическое выражение принципа историзма из теории диалектики требует: выявления логической закономерности (Логоса) в истории рассматриваемого объекта; выявления главных этапов его исходного системообразующего противоречия; освобождения его естественной исторической необходимости от возможных случайностей);
2) принцип диалектического отрицания (методологическое выражение закона отрицания отрицания из теории диалектики требует учитывать непрерывность в процессе исторического формирования (в процессе возникновения и смены форм) исходного противоречия системы, сохранения всего ценного для объекта содержания как основы его развития. В отличие от метафизического отрицания, принцип диалектического отрицания определяет логическую необходимость превращения всех явлений, когда они доведены до лимита, в свою противоположность;
3) принцип альтернативности развития (методологическое выражение многообразных полярных категорий из теории детерминизма требует определять альтернативные варианты в диалектическом разрешении (снятие отрицанием) противоречий, учитывать поливариантность развития.
Методологический потенциал диалектических принципов предвидения особенно сложен, когда требуется осуществлять прогнозы дискретных (качественных) изменений. В этих случаях метод обычной эксплополяции не срабатывает, а делается качественный прогноз, создаются альтернативные сценарии развития событий.
3. Диалектика как способ организации (управления) духовной и практической деятельности формирует умение соединить взаимоисключающие противоположности. Способ организации разных элементов в систему - «связь». Диалектический метод устанавливает универсальную связь в основаниях системного подхода действительности, в процессе их формирования. Диалектическая логика формирования основ системного подхода прослеживается в развитии управления мышления.
Выделены этапы: одномерное, двухмерное, трехмерное, многомерное мышление («Управление мышлением» Санта Лаурен). Переход от одного этапа к другому означает смену парадигм мышления и практической деятельности.
1. Одномерное мышление фактически является формальным, в нем всегда сталкиваются 2 противоположных по сути мнения, точки зрения. Противоположности взаимоисключают друг друга как антиподы. Его принцип «или - или»; представляет авторитарность, демократичность крайними точками одного типа мышления.
2. Двухмерное мышление является содержательным, исходит из дополнительности противоположных точек зрения, мнений, суждений; в их дополнительности единый объект исследования, стороны которого отражаются противоречиво. Принцип его «как то, так и другое». Двухмерность мышления определяется при предании колич. характер. противоположн. зафиксиров. формальным мышлением. Авторитарность и демократичность - 2 независимых друг от друга мышления (В. Франкл).
3. Трехмерное мышление– возникновение трехмерного управления мышлением обусловлено необходимостью обращения его к практике как источнику его фор-мы и содержания, на этой основе к двум его измерениям подключается третье, определение эффективности. Главным является учет конкретной практической ситуации и выдвижение на первый план необходимых действий руководителя.
4. Многомерное мышление возникает из необходимости дальнейшего осознания ситуации, чтобы сделать свободный выбор из разных вариантов возможного отношения человека к миру. Его совершенствование бесконечно. Самое важное с точки зрения управленческого решения думать и действовать многосторонне.
Диалектизация процесса развития управления решения осуществляется в разных понятиях, на самом общем уровне оно представляется в категориях. Основанием многомерности системного подхода оказывается система всеобщих категорий диалектики. Его основные аспекты обнаруживаются в диалектике каждой пары категорий. Универсальная диалектическая связь полярных категорий предполагает:
- определение их дополнительности; в этом плане устанавливается их структурная связь; она представляет аспект организации в системном подходе;
- определение их взаимообусловленности друг другом; устанавл. их функциональная связь; она представляет аспект функциональности в системном подходе;
- определение их взаимного проникновения друг в друга; устанавл. их генетическая связь, непрерывность в развитии; аспект развития в системном подходе.
Методологические принципы, возникающие на основе категорий диалектики образуют общенаучные методы, подходы: структура (структурный метод); функция (функциональный метод); форма (метод формализации); содержание (метод интерпретации); элемент (элементный подход) система (системный подход)
Все они диалектически связаны друг с другом. Непонимание универсальной взаимосвязи общенаучных методов ведет к метафизическим «измам». Так, при абсолютизации категории: сущность (возникает эксцианализм); случайность (оккатизациализм); необходимость (фатализм); структура (структурализм – не философское направление); функция (функционализм); форма (формализм); элемент (элементаризм); целое (холизм); отношение (релятивизм). Метафизические измы на практике оборачиваются экстремизмами: волюнтаризм - в управлении; радикализм, анархизм, тоталитаризм - политике; авантюризм - экономике.
Являясь ядром системного подхода диалектический метод реализуется в разных видах деятельности двояко: опосредованно (косвенно) и непосредственно. Его косвеннаяреализация в организации деятельности осуществляется в обычных, стабильных ситуациях. В этих случаях он выступает как средство (способ) диалектической взаимосвязи общенаучных методов, которые конкретизируются. Действие диалектического метода здесь проявляется неявно. Непосредственная реализация диалектического метода в организации разных видов деятельности осуществляется в критических нестабильных ситуациях, на переломных этапах истории. В этих случаях он выступает как осознанный методологический идеал. Определение (осознание) идеала требуется при переходе от одной парадигмы мышления и действия к другой. Оно достигается философской методологией – рефлексией, т.е. путем размышлений над основаниями своей деятельности и выявления «+» и «–».
Универсализация диалектического способа организации деятельности определяется характером мышления. Используя теоретические положения диалектики, можно осмысливать всё: природные объекты и системы, культурные явления и т.д. Результатом осмысления становится определенное понимание предметов. Глубина и объем понимания зависит от количества используемых категорий и способности аппелировать ими. Наши мысли предваряют и создают обстоятельства нашей жизни. Образ мысли выступает как руководство к действию и реализуется в образе жизни.
Будучи универсальным научным методом, диалектический метод имеет определенные ограничения, однако их не следует понимать как К.Поппер (как научный диалектический метод действительно универсален, но наука рационалистична по сути. Однако, например, сфера ценностного бытия человека ей неподвластна, в ней действуют другие методы – методы различных оценок). Современная философия – теория развития (соотношение общего и частного) синергетика дополняет философ.