Особенности промышленного переворота в Японии.
Промышленный переворот в Японии начался в 1850 - 1860-е гг. 19 века. Возникли
предприятия фабричного типа в ряде отраслей промышленности (текстильной,
судостроительной), однако промышленный переворот, прежде всего, затронул
текстильную промышленность и наиболее ярко сказался в развитии
хлопчатобумажной промышленности. Промышленный переворот в Японии начался в
период феодализма так же, как и в России, особенно усилилось развитие
хлопчатобумажной промышленности 1890 г. Одна за другой возникают
многочисленные компании. В 1893 г. – 40 компаний, в 1897 г. – 97 компаний.
Быстро росло оборудование хлопчатобумажных фабрик. Сильно расширилась
выработка пряжи. После 1890 г. в Японии появилось много специальных ткацких
мастерских. Однако они оставались мелкими и в 1900 г. имели 32 тыс.
механических станков (при 700тыс. ручных). В меньшей степени промышленный
переворот затронул шелковую промышленность, здесь сказались трудные
механизации (здесь держалось ремесло). В Японии возникла и суконная
промышленность. Она оценивалась в 1889 – 1903 гг. в 4,36 млн. йен, в 1913 г.
– 23,26 млн. йен. Для шерстяной промышленности характерна высокая степень
концентрации производства, которая создавалась в фабричной форме.
Промышленный переворот затронул и тяжелую промышленность, возникают
предприятия фабричного типа и крупных масштабов.
Развитие судостроения, создание военных арсеналов, а так же быстрое строение
железнодорожной системы.
Почти до конца 19 века отсутствовало производство чугуна и стали. В 1913 г.
выплавка чугуна достигала 240 тыс. тонн и покрывала 48% потребностей страны.
Производство стали оказалось на уровне 255 тыс. тонн и удовлетворяло спрос
только на 34%. Тормозом в развитии металлургической промышленности было
недостаточность сырьевой базы. Так добыча железной руды в 1913 г. составила
159тыс. тонн и покрыла лишь 27% потребности страны. Быстрый рост добычи
каменного угля: в 1877 – 1884 гг. было добыто 0,8 млн. тонн, в 1905 – 1914
гг. – 16,8 млн. тонн. В этот период не многие механические заводы выпускали и
аппаратуру. Первый локомотив был создан в 1892 г., начался тогда и выпуск
электроаппаратуры, некоторые виды электромашин. В целом к Первой Мировой
войне промышленный переворот не был завершен, об этом свидетельствует
отставание тяжелой промышленности и слабое развитие машиностроения.