Развитие внутреннего рынка. Железнодорожное строительство.

Развитие промышленности, развитие сельского хозяйства в России означало

формирование внутреннего рынка для капитализма. Степень развития внутреннего

рынка есть степень развития капитализма в стране. Развитие внутреннего рынка

в России шло в 2-х направлениях: «вглубь» - развитие капиталистической

промышленности и капиталистического сельского хозяйства, капиталистических

отношений в определенной замкнутой территории и «вширь» - именно место

распространения капитализма на новые территории (Казахстан, Закавказье).

В пореформенный период в России быстрыми темпами растет товарное обращение. В

1873 г. оно составило 2,4 млрд. руб., в 1890 г – 7,8 млрд. руб., 1901 г. – 12

млрд. руб. Меняются и формы торговли: ярмарки и базары заменяются

стационарной торговлей. Возникают товарные биржи, как центры оптовой

торговли. За пореформенный период внешнеторговый оборот увеличился в 3 раза,

причем основу экспорта России составляли сельскохозяйственные продукты, но

Россия вывозила и лес, и нефть. Экспорт хлеба в России увеличился более чем в

5 раз.

Значительные структурные изменения произошли и в импорте, если в 60-70-х гг.

импортом обслуживалась легкая промышленность, то в 90-е гг. импортом

обслуживалась и тяжелая промышленность.

В пореформенный период в России быстрыми темпами развивается железнодорожное

строительство. Выделяют два этапа:

1. 60-70-е гг.

2. 90-е гг.

Железнодорожное строительство преследовало цель соединить промышленные районы

и хлебные районы. Были построены такие линии Москва – Курск, Москва –

Воронеж, Москва – Нижний Новгород. Сетью железных дорог покрылся Донбасс.