Экономическое отставание Франции.

Явление упадка в экономике Франции было выражено более резко, чем в Англии.

Особенность такого развития Франции было связано с особенностью французского

капитализма, который может быть назван расточительным капитализмом.

Огромные капиталы накапливались в стране, вывозились за границу в

ссудорасточительской форме.

По данным за 1908 г. капиталы, вложенные во французскую промышленность и

торговлю, составили 9,4 млрд. франков, в то время, как капиталы, вложенные в

облигации, займы и другие иностранные ценности, составили 104,4 млрд.

франков. Особенно высок вывоз капитала был в Россию.

Удельный вес Франции в мировом промышленном производстве составил в 1820 г. –

20%, в 1870 – 10%, в 1913 г. – 6% и со второго места в мире Франция переходит

на четвертое. Это отставание выразилось в снижении темпов роста промышленного

производстве, в непомерном разбухании финансово-банковской сферы и

сельскохозяйственное производство предметов потребления преобладает над

развитием производства легкой промышленности.

И только в банковской сфере во Франции идет полным ходом процесс концентрации

капитала. Банки образуют Леонский кредит, национальная учетная контора, банк

братьев Родшельдов, генеральное общество. Эти банки становятся ведущими

центральными банками Франции. Франция по существу превращается в государство

рольетс (государство живет на проценты).

Франция крупная колониальная держава мира, ее владение увеличивается за счет

захвата Туниса, Марокко, Мадагаскара, Лаоса, Вьетнама.

Иностранные инвестиции Франции в этот период составляли в 1869 г. – 10 млрд.

франков, в 1890 г. – 20 млрд. франков, в 1914 г. – 60 млрд. франков. От

вывоза капитала французская буржуазия получала доходы. В 1871 – 1875 гг.

ежегодно от 485 до 585 млн. франков. В 1909 – 1913 гг. доходы французской

буржуазии 1 млрд. 805 млн. франков. В этот период во Франции быстрыми

темпами идет железнодорожное строительство. Франция входит в число стран с

наиболее развитой железнодорожной сетью. В 1871 г. во Франции было построено

17733 км, в 1901 г. – 42826 км, в 1911 г. – 50232 км.

В связи с этим во Франции в этот период быстро развивается автомобильное

строение, и французские машины в начале века считались самыми лучшими в мире.

Развивается судостроение, металлургия, текстильная промышленность,

парфюмерная промышленность.