ТЕМА 3. ПРОДУКЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ
Информационные системы
На пользовательском уровне достижения информатики проявляются в создании и развитии информационных систем, обеспечивающих хранение и преобразование необходимых пользователю данных.
Информационная система (ИС) в целом - автоматизированная система, предназначенная для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации в соответствии с их запросами.
Область определения любой информационной системы (предметная область) представляет собой некоторое информационное пространство, содержащее совокупность информационных объектов. Каждый из объектов может быть описан с точки зрения систем организации и хранения, ввода, обработки и поиска информации , систем потребления информации и взаимосвязей данного объекта с другими объектами рассматриваемой предметной области. В общем случае информационное пространство неоднородно, так как содержит информационные объекты, различающиеся по методам формирования, организации и пополнения информации.
Все преобразования информации, осуществляемые системой организации, хранения и представления информации, можно свести к пяти основным процедурам: хранение, поиск, обработка, ввод, вывод. Первые три процедуры являются внутренними, а четвертая и пятая обеспечивают связь данной системы с объектами предметной области, т. е. источниками информации и внешней средой (потребителями информации). Таким образом, любая информационная система и обрабатываемая ею информация образуют сложную неоднородную систему, которая в свою очередь, является элементом еще более сложной глобальной системы "природа - человек - человеческая деятельность-общество".
Эффективность управления любой динамической системой (технологическим процессом, производством, процессом создания нового изделия и т. д.) во многом определяется тем, как организованы хранение, поиск, обработка и пополнение информации. Очевидно, что управление возможно только в той системе, в которой четко определены информационные связи как между отдельными элементами, так и с внешней средой. В этом случае обеспечиваются возможность координации деятельности различных подсистем, сопряжения данной системы управления с системами более высокого и более низкого уровней.
Информация, выдаваемая информационной системой потребителю, является одним из ресурсов, позволяющих повысить производительность труда и эффективность его деятельности. Важнейшим аспектом взаимоотношений потребителя и информационной системы является по возможности наиболее полное и рациональное удовлетворение информационной потребности пользователя, другими словами, обеспечение эффективного использования информационных ресурсов. Это, в свою очередь, предполагает доведение информации до потребителя в требуемом объеме, в заданные сроки и удобной для восприятия форме. Именно использование информационных ресурсов таким образом позволяет минимизировать расход всех других видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, вычислительных) при информационном обеспечении потребителей.
Таким образом, информационные ресурсы представляют собой один из обязательных элементов, необходимых для осуществления любого вида человеческой деятельности: производства, управления, научных исследований, проектирования новой техники и технологии, подготовки и переподготовки кадров.
Информационные системы, содержащие информационные ресурсы, разделяют по масштабу на одиночные, групповые, корпоративные.
Одиночные информационные системы реализуются на автономном компьютере. Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место.
Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы (одного подразделения), чаще всего строятся на основе локальной вычислительной сети. Однотипные или специализированные рабочие места обеспечивают вызов одного или нескольких конкретных приложений. Общий информационный фонд представляет собой базу данных или совокупность файлов документов.
Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп и ориентированы на масштаб предприятия, могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. Главная особенность - обеспечение доступа из подразделения к центральной или распределенной базе данных предприятия (организации) помимо доступа к информационному фонду рабочей группы.
Цели создания информационных системИнформационные системы, как основа автоматизации деятельности предприятий,направлены на поддержку принятия управленческих решений менеджерами предприятия. А это предполагает, что в зависимости от ранга менеджмента решаются задачи автоматизации рабочих мест, связанных с выполнением текущих производственных функций, автоматизации оперативного управления производственными процессами на уровне нижнего и среднего звена менеджеров, если речь идет о разработке системы корпоративного уровня.
До последнего времени существовало два подхода к решению задачи автоматизации деятельности предприятия:
• Поэтапная разработка системы собственными силами (включая использование готовых или заказных программных продуктов сторонних фирм и организаций, позволяющих автоматизировать отдельные рабочие места или производственные процессы).
• Внедрение готовой информационной системы.
Преимущество первого подхода состоит в том, что в создаваемой собственными силами системе в наибольшей степени можно учесть потребности и специфику работы конкретного предприятия. Хотя, следует отметить, не всегда это качество является достоинством - достаточно сослаться на известную книгу Хаммера и Чампи "Реинжиниринг корпорации". В этой книге обоснованно утверждается, что автоматизация плохо организованных бизнес - процессов способна только ухудшить ситуацию на предприятии. Поэтому, разработке информационной системы должен предшествовать анализ, а если необходимо, то и реинжиниринг производственной деятельности. Кроме того, "эволюционный" характер постепенных улучшений с возможностью поэтапного финансирования разработок во многих случаях выглядит более привлекательно по сравнению с риском кардинальных преобразований и значительных затрат, связанных с внедрением готовых систем. К сожалению, этот путь решения проблемы автоматизации оказывается слишком растянут во времени, часто превращаясь в "постоянный процесс разработки", когда разработчики не успевают за изменениями, происходящими в организации.
Предприятия, располагающие необходимыми финансовыми средствами, отдают предпочтение готовым программным системам. Однако, успех от внедрения такой системы, в значительной степени зависит от готовности (и возможности) самого предприятия работать по "правилам", диктуемым приобретаемой информационной системой. "Готовая" информационная система имеет модульную архитектуру, и процесс внедрения такой системы может быть выполнен по этапам - начиная с модулей, автоматизирующих наиболее критичные участки работы. При этом обеспечивается "целостность" системы, позволяющая воспользоваться на соответствующих рабочих местах новыми функциями подключаемых модулей.
При создании информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным – математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.
Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.
Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.
Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.
Информационные системы, используемые для решения структурированных задач, подразделяют на два вида:
- создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, и т.п.). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;
- разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.
Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.
Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных обработкой знаний. Эти системы генерируют альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.
Информационные системы различают также по функциональному признаку. В зависимости от направления деятельности выделяют: производственные системы, системы маркетинга, финансовые и учетные и т.д. В крупных фирмах основная информационная система функционального назначения состоит из нескольких подсистем для выполнения подфункций. Например, производственная информационная система имеет следующие подсистемы: управление запасами, управление производственным процессом, компьютерного инжиниринга и т.д.
Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. В связи с этим различают:
Информационные системы оперативного (операционного) уровня. Она отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой.
Информационные системы специалистов помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем – интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.
Информационные системы для менеджеров среднего звена используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решения и администрирования.
Стратегические информационные системы обеспечивают поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации. Подобные системы помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача – сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что цель любой информационной системы – это производство нужной для организации информации, создание информационной и технической сред для осуществления управления организацией.
Формирование информационной системы организации предполагает формулирование целей функционирования этой системы, которые предопределяют ее свойства и характер построения. Среди всего многообразия целей можно выделить два основных класса: стратегические и тактические. Они отличаются между собой прежде всего уровнем обобщения и периодом, на который рассчитаны. Существует определенная зависимость между структурой управления и способом разбиения вышестоящих целей на подцели, т.е. процессом декомпозиции целей. И стратегические, и тактические цели могут носить директивный характер. Они возникают в результате деятельности управленческих сотрудников более высокого уровня и называются траекторными. Такое название объясняется тем, что заданные цели отражают желаемую траекторию изменения управляемой системы во времени. В экономике траектория задается в виде совокупности показателей.
Целями создания информационной системы предприятия являются:
- минимизация времени между совершением производственно-хозяйственных операций и их информационным отображением для принятия управленческих решений;
- создание эффективной структуры управления предприятием;
- повышение эффективности взаимодействия и улучшение качества работы всех структурных подразделений предприятия;
- совершенствование документооборота;
- экономия материальных, технических ресурсов и денежных средств, поиск источников возникновения необоснованных затрат;
- создание математического и статистического аппарата для лучшего анализа и прогнозирования деятельности предприятия;
- выход на новый уровень конкурентоспособности.
Развитие подходов к технической и программной реализации элементов информационных систем
Можно выделить три наиболее существенных новшества, оказавших влияние на развитие информационных систем:
• Новый подход к программированию:с начала 90- х годов объектно - ориентированное программирование вытеснило модульное. Благодаря внедрению объектно- ориентированных технологий программированию существенно сокращаются сроки разработки сложных информационных систем.
• Благодаря развитию сетевых технологийлокальные информационные системы повсеместно вытесняются клиент- серверными и многоуровневыми реализациями.
• Развитие сети Интернетпринесло большие возможности работы с удаленными подразделениями, открыло широкие возможности электронной коммерции. Более того, определенные преимущества дает использование Интернет-технологий в интрасетях предприятий (интранет- технологии).
Экономические информационные системы
Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.
Методологическую основу проектирования ЭИС составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели. Для системы характерно изменение состояний объектов, которые с течением времени происходят в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой.
В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих принципов:
• эмерджентности, то есть целостности системы на основе общей структуры, когда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей системы;
• гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функционирования системы и достижения общей цели;
• адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости посредством воздействия на элементы системы;
• обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением целей системы.
С позиций кибернетики процесс управления системой, как направленное воздействие на элементы системы для достижения цели, можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему управления. При этом внешняя среда и объект управления информируют систему управления о своем состоянии, система управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы.
Структура экономической системы (промышленного предприятия, торговой организации, коммерческого банка, государственного учреждения и т.д.) с позиции кибернетики выглядит как основные информационные потоки между внешней средой, объектом и системой управления и связаны с поддерживающей их экономической информационной системой (ЭИС).
В экономической системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (на промышленном предприятии: основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.)
Принципы построения и функционирования ЭИС:
1) соответствие — ЭИС должна обеспечивать функционирование объекта с заданной эффективностью;
2) экономичность — экономический выигрыш на объекте от использования ЭИС должен превышать затраты на обработку информации;
3) регламентность — обработка большей части информации по расписанию, с заданной периодичностью;
4) самоконтроль — обнаружение и исправление системой ошибок в данных и процессах их обработки;
5) интегральность — однократный ввод данных в ЭИС и их многократное (многоцелевое) использование;
6) адаптивность — способность ЭИС изменять свою структуру и закон поведения для достижения оптимального результата при изменяющихся внешних условиях.
Система управления представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и др. отделы), осуществляющих следующие функции управления:
• планирование - функция, определяющая цель функционирования экономической системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);
• учет - функция, отображающая состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов;
• контроль - функция, с помощью которой определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;
• оперативное управление - функция, осуществляющая регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных;
• анализ - функция, определяющая тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период
ЭИС представляет собой систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира.
Информационная система создается для конкретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.
ЭИС предназначены для решения задач обработки данных, автоматизации конторских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.
Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение экономической информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления экон. объектом.
Автоматизация конторских работ предполагает наличие в ЭИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи.
Поисковые задачи имеют свою специфику, и информационный поиск представляет собой интегральную задачу, которая рассматривается независимо от экономики или иных сфер использования найденной информации.
Алгоритмы искусственного интеллекта необходимы для задач принятия управленческих решений, основанных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений
Ресурсы ЭИС
В течении всей предшествующей XX в. Истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило относилось к категории непроизводительных затрат.
Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее известными из всех, известных до настоящего времени ресурсов - национальные информационные ресурсы.
Термин информационные ресурсы стал широко использоваться в научной литературе после публикации известной монографии Г.Р. Громова Национальные информации ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. сейчас он еще не имеет однозначного толкования, несмотря на то что это понятие является одним из ключевых в проблеме информатизации общества.
Активными информационными ресурсами является та часть национальных ресурсов, которую составляет информация доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки. Есть основания предполагать, что отношение объема активных информационных ресурсов к общему объему национальных информационных ресурсов становится одним из существенных экономических показателей характеризующих эффективность использования этих важнейших информационных ресурсов:
1. Национальные и мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями.
2.Экономическая информация это часть информационного ресурса общества.
3. Эффективность использования информационных ресурсов важнейший показатель информационной культуры общества.
4.национальные информационные ресурсы общества часть экономической мощи государства.
Проектирование ЭИС
Технология проектирования ЭИС - совокупность методологии, инструментальных средств проектирования, а также методов и средств организации проектирования.
Современная технология проектирования ЭИС должна обеспечивать:
• соответствие стандарту ISO / I ЕС 12207 (поддержка процессов ЖЦ);
• гарантированное достижение целей разработки ЭИС в рамках бюджета, с заданным качеством и в установленное время;
• возможность декомпозиции проекта на составные части, разрабатываемые группами в 3 - 7 человек, с последующей интеграцией частей,
• минимальное время получения работоспособного ПО подсистем ЭИС;
• независимость получаемых проектных решений от средств реализации ЭИС (СУБД, ОС, языков и систем программирования);
• поддержку CASE-средств, обеспечивающих автоматизацию процессов, выполняемых на всех стадиях ЖЦ.
Основу технологии проектирования ЭИС составляет методология проектирования . Она предполагает наличие некоторой концепции (принципов проектирования), реализуемой набором методов.
Метод проектирования - способ создания проекта системы, поддерживаемый определенными средствами проектирования.
Методы проектирования ЭИС можно классифицировать:
По степени автоматизации:
• ручного проектирования , при котором проектирование компонентов ЭИС осуществляется без использования специальных инструментальных программных средств, а программирование - на алгоритмических языках;
• компьютерного проектирования , которое производит генерацию или конфигурацию (настройку) проектных решений на основе использования специальных инструментальных программных средств.
По степени использования типовых проектных решений:
• оригинального (индивидуального) проектирования , когда проектные решения разрабатываются <с нуля>;
• типового проектирования , предполагающего конфигурацию ЭИС из готовых типовых проектных решений (программных модулей).
По степени адаптивности проектных решений:
• реконструкции , когда адаптация проектных решений выполняется путем переработки компонентов (перепрограммирования программных модулей);
• параметризации , когда проектные решения настраиваются (переконфигурируются) в соответствии с изменяемыми параметрами;
• реструктуризации модели , когда изменяется модель проблемой области, на основе которой автоматически перегенерируются проектные решения.
Сочетание различных признаков классификации методов проектирования обусловливает характер используемой технологии проектирования.
Выделяются два основных класса:
• каноническая технология;
• индустриальная технология.
Индустриальная технология проектирования, в свою очередь, разбивается на два подкласса:
• автоматизированное (использование CASE-технологий);
• типовое (параметрически- или модельно-ориентированное) проектирование.
Средства проектирования ЭИС можно разделить на два класса:
• без использования ЭВМ;
• с использованием ЭВМ.
Средства проектирования без использования ЭВМ - средства организационно-методического обеспечения: стандарты, регламентирующие процесс проектирования, единая система классификации и кодирования информации, унифицированная система документации, модели описания и анализа потоков информации и т.п.
Средства проектирования с использованием ЭВМ делят на четыре подкласса.
1) Средства, поддерживающие проектирование операций обработки информации.
К данному подклассу относятся алгоритмические языки, библиотеки стандартных подпрограмм, макрогенераторы, генераторы программ, средства тестирования и отладки программ, средства расширения функций операционных систем (утилиты) и т.п.
С их помощью повышается производительность труда проектировщиков, но не разрабатывается законченное проектное решение.
2) Средства, поддерживающие проектирование отдельных компонентов проекта ЭИС.
К этому подклассу относятся средства общесистемного назначения: СУБД, ППП общего назначения (текстовые, табличные и графические редакторы), методоориентированные ППП (сетевое планирование, математическая статистика, дискретное и нелинейное программирование, имитационное моделирование), оболочки экспертных систем.
Используются для разработки технологических подсистем ЭИС: ввода информации, организации хранения и доступа к данным, вычислений, анализа и отображения данных, принятия решений.
3) Средства, поддерживающие проектирование разделов проекта ЭИС.
К этому подклассу относятся: типовые проектные решения, функциональные ППП (автоматизация бухгалтерского учета, финансовой деятельности, управления персоналом, управления материальными запасами, управления производством).
4) Средства, поддерживающие разработку проекта на стадиях и этапах процесса проектирования.
К этому подклассу относятся средства автоматизации проектирования ЭИС (CASE-средства).
Жизненный цикл ЭИС
Жизненный цикл ЭИС- это период времени с момента принятия решения о создании ЭИС до момента полного изъятия ЭИС из эксплуатации.
Основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов ЖЦ ЭИС, является международный стандарт ISO / IEC 12207: 1995 "Information Technology - Software Life Cycle Processes".
ISO - International Organization for Standardization - Международная организация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике.
Процесс- совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих входные данные в выходные. Каждый процесс разделен на набор действий, каждое действие - на набор задач.
В соответствии со стандартом ISO / I ЕС 12207 все процессы ЖЦ ПО разделены на три группы:
• пять основных процессов(приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);
• восемь вспомогательных процессов, обеспечивающих выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, совместная оценка, аудит, разрешение проблем);
• четыре организационных процесса(управление, создание инфраструктуры, усовершенствование, обучение).
Процесс приобретениясостоит из действий и задач заказчика, приобретающего ЭИС.
Процесс поставкиохватывает действия и задачи, выполняемые поставщиком, снабжающим заказчика программным продуктом или услугой.
Процесс разработкипредусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком по созданию ЭИС.
Процесс эксплуатацииохватывает действия и задачи оператора - организации, эксплуатирующей систему.
Процесс сопровожденияпредусматривает действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией (службой) сопровождения.
Процесс документированияпредусматривает формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ЭИС.
Процесс управления конфигурациейпредполагает применение административных и технических процедур для определения состояния компонентов ЭИС, управления модификациями, описания и подготовки отчетов о состоянии компонентов, обеспечения полноты, совместимости корректности компонентов.
Процесс обеспечения качествагарантирует то, что ЭИС и процессы ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам.
Процесс верификациисостоит в определении того, что программные продукты полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями (формальное доказательство правильности ПО - непротиворечивость требований, корректность описаний данных, последовательности событий, интерфейсов, логики, соответствие кода, тестируемость и корректность кода и т. д.)
Процесс аттестациипредусматривает определение полноты соответствия требований и системы их конкретному функциональному назначению. Под аттестацией понимается подтверждение и оценка достоверности проведенного тестирования ЭИС. Аттестация должна гарантировать полное соответствие спецификациям, требованиям и документации. Аттестацию выполняют путем тестирования во всех возможных ситуациях и используют при этом независимых специалистов.
Процесс совместной оценкипредназначен для оценки состояния работ двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, при этом одна сторона проверяет другую. Контроль управления ресурсами, персоналом, аппаратурой и инструментальными средствами.
Процесс аудитапредставляет собой определение соответствия реальных работ планам и условиям договора. Аудит может выполняться двумя любыми сторонами, участвующими в договоре, когда одна сторона проверяет другую. Аудиторы (ревизоры) не должны иметь прямой зависимости от разработчиков ЭИС.
Процесс разрешения проблемпредусматривает анализ и решение проблем, обнаруженных в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов.
Процесс управлениясостоит из действий и задач, выполняемых любой стороной, управляющей своими процессами (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение и др.)
Процесс создания инфраструктурыохватывает выбор и поддержку технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установку аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ЭИС.
Процесс усовершенствованияпредусматривает оценку, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ ЭИС.
Процесс обученияохватывает первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала.