Лекция 3. Искусство Фландрии XVII в. Рубенс

27.02.13

 

Фламандское искусство явл. одной из самых интересных страниц в истории искусства этого периода. Ф. худ. школа начинает формироваться с конца 16 в. Её своеобразие определяется в силу того, что после бурж. революции пути Голландии и Фландрии расходятся. Именно во Фландрии в 17 в. формируется законченная линия барочного искусства.

С т.з. истории архитектуры и скульптуры, ФШ не даёт ничего особо нового и интересного. Но что касается живописи, то здесь важно понимать, ФШ родилась не на пустом месте. её уникальность связана с теми традициями, кот. она сумела впитать и переработать. Ф. – область, кот. возникла на территории бывших Нидерландов. А Н. худ. традиция эпохи Р. отличалась тяготением к обобщению, синтезу. Масштабность худ. мировосприятия. Второй источник – ит. искусство эпохи Возрождения, кот. к этмоу времени во Ф. хорошо известно. Связи между Ф. и И. оч крепки. Ф. художники не просто впитывают итальянское, они во многом берут за основу этот опыт в кач. гум. основы. Во ФШ происходит синтез итальянского и голландского.

Уникальность разговора о ФШ связано с тем, что всё самое великое и самое значимое для дальнейшего развития искусства возникло сразу и одномоментно – 1608 г. Формирование Ф. живописи и самые высокие её достижения связаны с именем Питера Паула Рубенса, одним из самых великих художников в истории евр. живописи.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Был одним из самых ярких людей своего времени. Знал 7 ин. языков, работал дипломатом, был оч образован. Его знала вся Европа и как художника, и как дипломата. Ему зачастую поручались самые сложные тонкие дипломатические дела.

Рубенс учится живописи в Антверпене, где он формируется как художник. Он уезжает в Италию и напротяжении 8 лет раотает придворным художником герцога Мантуанского. эти 8 лет, безусловно, сыграли значительную роль в его формировании как художника. он не только работал на своего патрона, но и объездил всю Италию, познакомился с творчеством великих предшественников (в том числе, с Тицианом). В 1608 г. он возвращается в родной Антверпен и по заказу антверпенского собора пишет 2 работы, кот. принято с читать точкой отсчёта и фламандской живописи и живописи барокко.

· Воздвижение креста. Высота около 4,5 м. Совершенно новое худ. целое в том смысле, что противостоит и ренессансным тенденциям, и тенденциям в ит. живописи того времени. На основе синтеза формируется качественно новое художественное целое. Если ренессансное мышление апеллировало к статике и горизонтально-вертикальной композиции, то теперь в основе композиции диагональ, создающая новую меру динамики, эмоции. если мысленно поставить крест, то не только сам крест, но и фигура креста вышла бы за границы полотна. Таким образом картина раскрывается, эмоционально шире. Каждая из фигур находится сама по себе в сложном винтообразном движении. Персонажи изображены таким образом, что собираются в эмоциональное целое. Принцип живописности. Барочное искусство в первую очередь воспринимается нами как сложное целое. Только совокупность всех элементов может передать сложное эмоциональное состояние. Значение светотени. Принципиально то, что свет идёт из внешнего пространства. Интенсивный поток света вторгается извне. Свет дополняет то целое, о кот. идёт речь. Цвет – один из важнейших приёмов. Р. сразу заявляет о себе, как художник необычайно энергичный. чувствующий все возможности краски. способный извлекать из краски особые горящие эмоциональные оттенки. Красный, синий и жёлтый – не обычное сочетание базовых цветов. каждое из световых пятен приобретает особое значение, включается в те возможности задействовать нашу эмоц. реакцию. Значение Рубенса связано с тем, что он как не кто иной смог сплавить традиции прошлого. Именно барокко связано с той особой эмоц. реакцией чела на себя, на окружающую его среду. Р. берёт любой сюжет и поднимает его на другую высоту.

· Снятие с креста. Написана для того же антверпенского собора. Использование приёмов светового контраста. Мощный поток света в тёмном пространстве выделяет всю доминирующую диагональ.

Итак, Рубенс начинает с религиозных композиций. Но с такой же легкостью ему даются и другие композиции.

· похищение дочерей Левкиппа. Высота около 3 м. Мифологические композиции Рубенса оч известны, именно в них он добывается особой выразительности. Свидетельство его темперамента сказывается в т.ч. в изображении обнажённых женских тел. Меняется концепция вн. пространства, оно иллюзорно уходит в бесконечность. Для создания этой иллюзии он использует сложную перспективу построения. Световая и цветовая перспектива. Также воздушная перспектива. При исследовании картины глаз совершает круговое движение, и это неслучайно. Художник не просто хочет передать сцену как сплетённый клубок. В основе этого композ. приёма лежит принцип мировосприятия, хар. в целом для эпохи. Сложные метаморфозы. Круг явл. метафорой восприятия человеком мира того времени.

 

 

· Вакханалия. Висит в Пушкинском. Она уникальна, т.к. принадлежит кисти самого художника (без всяких там учеников). Виртуозность владения кистью и краской, нет ничего монотонного (стоит обратить внимание на волосы, но смотреть нужно в оригинале).

 

 

· Мадонна на троне со святыми. В середине 10-х гг. Рубенс уже владеет огромной мастерской, и многие его замыслы доводятся до конца именно там. В наследии Р. можно встретить огр. кол-во помпезных торжественных композиций вроде этой. Тема мадонны с младенцем решена в барочном ключе. Всё подчинено мощному импульсу. Линии стягиваются к мадонне, сидящей вверху. Множество аллегорий. Каждая отдельная фигура обладает своей динамикой. Внутри пространства картины в каждом клочке полотна есть своя энергия.

 

· Рождение Марии Медичи. Для фр. королевы Марии Медичи. Выполнил неск. полотен, посвящ. жизни Марии. Сюжетная основа раскрывается через торжество момента. Снова аллегории и разного рода олицетворения. Всё складывается в торжественный образ и современной власти, и королевы в частности.

· портрет Марии Медичи. Рубенс входит в историю живописи как выдающий портретист. Как портретист барочный, он абсолютно уникален. В рамках портретного жанра его возможности кажутся также безграничными. пишет совершенно разные портреты. Художник изображает королеву не в рамках парадного портрета (кот. подразумевает особу презентативность и особую торжественность, идеализацию модели). Здесь идеализированный образ близок к образу и просто женщины, кот. по-человечески смотрит на зрителя. Контраст тёмного платья и светлой отделки вороника. Фон тёплый, он необычайно тонко оттеняет теплоту лица и улыбки королевы.

 

· автопортрет с первой женой (с Изабеллой Брант) на фоне куста жимолости. Здесь Рубенс более человечен. Композиционная целостность. Необычайная выразительность связана с желанием передать тонкие человеческие качества.

 

 

· портрет камеристки инфанты Изабеллы. Здесь, как нигде больше, можно увидеть то, насколько Рубенс может быть нежным и человечным, насколько он может одухотворять те образы, которые пишет. Портрет отличается необычайной утончённостью и глубиной. Есть предположение, почему именно этот портрет так выделяется из всего того, что написал Рубенс. Есть мнение, что он предположил, что именно так могла бы выглядеть его дочь, умершая в возрасте 12 лет.

 

· голова ребёнка.

 

 

· Кермесса. Рубенс не проходит мимо и пейзажного жанра. Народной фламандский праздник. Всё находится в движении и утверждает то внутреннее активное эмоц. состояние, кот. стремится передать художник. в изображении пейзажа Рубенс опять же уникален. Кулисности нет. Кажется, что художник абсолютно свободен, и природа так же эмоционально реагирует на выплеск народного буйства. Природа тоже – часть пульсирующей материи, кот. где-то сливается с человеческим, а где-то расходится, чтобы потом снова сойтись.

 

· Елена Фоурмен и её дети. После смерти жены художник теряет почву под ногами, перестаёт браться за крупные заказы, его мастерская живёт своей жизнью. Но он женится второй раз на 16-летней Елене Фоурмен. Рубенс покупает дом в пригороде и сводит контакты с миром к минимумом, живёт счастливой семейной жизнью. Последнее десятилетие жизни проходит, таким образом, в совершенно другом настроении. есть ощущение, что этот портрет так и остался незаконченным. некоторые считают, что именно через эту кажущуюся незаконченность художник смог выразить своё новое отношение к миру. связанное с переоценкой всего прошлого опыта.

 

 

· Шубка. За 2 года до смерти. Рубенс тяжело болен. В последние свои годы он и пишет картину Шубка (модель – Елена Фоурмен).

· автопортрет (1638-40 гг.). Философский портрет. Сплошная рефлексия.

Ван Дейк. Ученик Рубенса. Художник, пожалуй, с самой трагической судьбой. очень рано заявил о себе как о художнике. Его портреты великолепны. он художник, кот. обладает и мастерством психологического портрета, и мастерством исполнения (интерес к фактуре). Рафинированный художник. У него уже нет буйства плоти Рубенса. Он, осознавая свой талант, он понимал, что, работая в Антверпене, он обречён быть в тени великого учителя. Для него это было личной трагедией, и через неск. мучительных лет он переселяется в Лондон и становится придворным художником англ. короля.

· портреты лордов Стюартов. Персонажи всегда сопоставлены с архитектурными формами, что подчёркивает их монументальность. Умение передать фактуру дорогих тканей. Входит в историю именно благодаря такого рода заказным портретам.

 

 

· портрет Ф. Уортона.

· портрет Карла I на охоте. Благодаря пейзажу, появляется возможность несколько снизить обычный пафос парадных портретов. Иная степень психологизма: король предстаёт несколько недальновидным, простоватым.

 

· Якоб Йорданс.Сатир в гостях у крестьянина. Оказался под влиянием карваджизма. Предпочитал сюжеты, где изображены простые люди. Но в отличие от Караваджо, он пишет образы простых людей, но религиозной составляющей, как у Караваджо, нет. Йорданс обращается к мифологическому обоснованию при изображении своих персонажей. Интерес и эстет. значимость мира простых людей ещё нет. Мир простецов эстетизируется и поднимается. Нарочито простые и уродливые типы. Цвета тёмные. Как и у Караваджо, задний план тонет в темноте.

· Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем. Один из самых крупных мастеров натюрморта. Буйство всего того, что свидетельствует о природном и человеческом начале. Мир неживой природы сопрягается с миром живым.