Виды пользования природными ресурсами КШ

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Правовой режим использования и охраны недр.

Тема №4.

 

1. юридическое понятие недра, объекты и субъекты отношений недропользования

2. виды и сроки пользования недрами

3. основания приобретения и прекращения права пользования недрами, лицензия на пользование недрами

4. рациональное использование и охрана недр

5. система платежей за пользование недрами

6. ответственность за нарушение законодательства о недрах

Основные нпа в данной сфере:

- закон РФ от 21.02.1992г. «О недрах», в редакции ФЗ от 03.03.1995г. с последующими изменениями и дополнениями.

 

Недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

 

В горном деле и геологии природные ресурсы недр подразделяют:

• глубинное тепло

• глубинные источники термальных, минеральных и пресных вод

• месторождения полезных ископаемых

• отвалы горных пород и забалансовых полезных ископаемых

• отходы горнообагатительных и металлургических производств

• природные и техногенные полости в горных породах

 

Недра в границах территории РФ является государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения находятся в совместном ведении РФ и субъектов.

 

В целях обеспечения обороны и безопасности страны в законодательстве выделяются участки недр федерального значения.

К ним относятся участки :

• содержащие месторождения урана, алмазов, кварцевого сырья, никеля, кобальта, тантал, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы

• содержащие запасы нефти от 70 млн.т; газа от 50 млрд кубических метров; коренного золота от 50 т; меди от 500 тыс. т;

• внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ

• использование которых связано с землями обороны и безопасности

 

Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, мены, дарения, залога или отчуждаться в какой-либо иной форме (прямой запрет на любой оборот).

 

Права пользования недрами могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой это допускается ФЗ.

Добытые из недр полезные ископаемые могут находиться по условиям лицензии в государственной, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

 

Участок недр предоставляется в пользование в виде горного отвода.

Горный отвод – это геометризированный блок недр, при определении границ которого учитываются контуры месторождения, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны сдвижения горных пород, разносы бортов карьеров и др. факторы, влияющие на состояние окружающей среды при проведении соответствующих работ.

 

Пользователи недр:

1. субъекты предпринимательской деятельности, в том числе – участники простого товарищества

2. иностранные граждане

3. иностранные ЮЛ, если иное не предусмотрено ФЗ

 

 

Например, пользователями недр при добыче радиоактивного сырья и при захоронении токсичных и иных опасных отходов могут быть только ЮЛ, созданные на территории РФ и имеющие специальные разрешения на проведение соответствующих работ.

 

Права и обязанности пользователей возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование недрами. А если пользование осуществляется на основании соглашения о разделе продукции, то с даты вступления такого соглашения в силу.

По целям пользования выделяют виды:

1. региональное геологическое изучение, включающее геолого-геофизические работы, геологическую съемку и др. работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр

2. геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых

3. разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего производства

4.строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метро, тоннели, хранилища и др)

5. образование особо охраняемых геологических объектов (пещеры)

6. сбор минералогических, палеонтологических и др. коллекционных материалов

 

По условиям пользования:

1. комплексное

2. ограниченное

 

По характеру пользования:

1. платное

2. бесплатное (безвозмездное)

По времени пользования:

1. на ограниченный срок

2. без ограничения срока

 

на ограниченный срок:

Геологическое изучение участков недр суши До 5 лет

 

В целях геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ До 10 лет

Для добычи полезных ископаемых Срок отработки месторождения

Добыча подземных вод До 25 лет

Добыча полезных ископаемых на основании краткосрочного права пользования (ст.21.1 Закона «О недрах») До 1 года

 

Иногда право пользования в отношении некоторых субъектов может прекратиться досрочно.

 

Без ограничений срока:

• для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

• для строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов

• для строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ

• образование особо охраняемых геологических объектов.

Для добросовестных пользователей сроки могут быть продлены.

Основания возникновения права пользования недр:

1. Решение Правительства РФ. Принимается по результатам конкурса или аукциона для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения по совмещенной лицензии. Принимается в целях захоронения ядерных, токсичных, и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов. Принятые в целях разведки и добычи полезных ископаемых (в основном нефти и газа) на участках недр Континентального шельфа РФ.

2. Решение Федерального органа управления государственным фондом недр. В настоящее время это орган Роснедра. Решение Роснедра или его территориального органа, принятые в целях предоставления краткосрочного права пользования недрами.

3. Решение комиссии, создаваемой Роснедра, исключающей в том числе представителей органов власти субъекта РФ, принятые в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр федерального значения.Решение этой комиссии, принятые в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для обеспечения водой промышленности. Решения, приятные в целях строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Решения, принятые в целях строительства нефте- и газохранилищ в целях размещения отходов производства и потребления. Решения, принятые в целях образования особо охраняемых геологических объектов.

4. Решение конкурсной ли аукционной комиссии. Оно принимается в целях предоставления права пользования участков недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, за исключением недр федерального значения.

5. Решение органа исполнительной власти субъекта РФ, согласованное с Роснедра, принятые в целых сбора минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов.

6.Решение органа государственной власти субъекта РФ, принятые в соответствии с законодательством субъекта РФ в целях предоставления участка недр, содержащего месторождение общераспространенных полезных ископаемых.

7. Вступившее в силу соглашение о разделе продукции.

8. Государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр, заключаемый Роснедра.

 

Право пользования участком недр может переходить к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях:

1. Реорганизация ЮЛ-пользователя путем изменения его организационно-правовой формы, путем присоединения, слияния, разделения или выделения

2.Когда пользователь выступает учредителем нового Юл, созданного непосредственно для продолжения деятельности на данном участке недр.

3. Когда ЮЛ-пользователь является основным обществом и передает право пользования дочернему обществу и наоборот.

4. Когда субъекты предпринимательской деятельности приобретают имущество пользователя недр, признанного банкротом.

Во всех вышеперечисленных случаях лицензия подлежит переоформлению, при этом условия пользования участком недр изменению не подлежат.

 

Основания прекращения права пользования недрами:

1. Истечение срока действия лицензии.

2.Отказ владельца лицензии от права пользования недрами.

3. Возникновение условия зафиксированного в лицензии, с наступлением которого право пользования лицензии прекращается.

4. Переоформление лицензии с нарушением законодательства.

5. В случаях. Предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях.

 

В определенных случаях право пользования недрами право пользования может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено теми органами, которые предоставили лицензию.

 

1. Угроза жизни и здоровью людей.

2. Нарушение условий лицензии

3. Систематическое нарушение правил пользования

4. Возникновение чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера.

5. Недостижение предусмотренных объемов пользования.

6. Ликвидация хозяйствующего субъекта правопользования.

7. Непредставление пользователем соответствующей отчетности.

8. По инициативе недропользователя и по инициативе владельца лицензии.

Предоставление недпропользования оформляется специальным государственным решением в виде лицензии. Она включает в себя установленной формы бланк с гербом РФ, а также текстовые, графически и иные положения, определяющие основные условия недропользования.

Допускается предоставление лицензии одновременно на несколько видов пользования недрами.

 

Перечень материалов на получение права пользования участками недр в целях геологического изучения за счет собственных средств заявителя:

1. Заявка установленного образца с описью предоставляемых документов.

2. Копии учредительных документов.

3. Для акционерного обществам – выписка из реестра акционеров.

4. Документ, подтвержающий факт внесения записи о ЮЛ в ЕГРЮЛ.

5. Выписка из ЕГРЮЛ.

6. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН.

7. Данные о руководителях заявителя. Для ИП – ФИО, паспорт.

8. Данные о финансовых возможностях заявителя, включая собственные и вовлеченные средства.

9. Данные о технических и технологических возможностях заявителя.

10. Предложение заявителя по условиям пользования недрами.

11. Копи документов, подтверждающих предварительное согласие собственника, землепользователя или землевладельца земельного участка, необходимого для проведения соответствующего вида работ.

12. Решении ОГВ или ОМСУ об утверждении автовыбора ЗУ и проведение инженерных изысканий.

13. Схема расположения участка недр с географическими координатами.

14. Границы ЗУ и границы участка недр.

15. Обзорная карта с нанесением участка недр предоставляемого пользования.

 

Законодательством установлены основные требования по рациональному использованию и охране недр:

1. Соблюдение установленного порядка пользования.

2. Недопущение самовольного пользования недрами.

3. Проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запаса полезных ископаемых.

4. Проведение государственной экспертизы и ведение государственного учета безопасности полезных ископаемых.

5.Обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных совместно с ними залегающих полезных ископаемых.

6. Достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах полезных ископаемых.

7. Охрана месторождений от пожаров и других факторов, снижающих их ценность.

8. Предотвращение загрязнения недр.

9. Соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также действий, не связанных с добычей полезны ископаемых.

10. Предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых.

 

Постановление правительства РФ от 12.05.2005 об утверждении положения о государственном контроле за геологическим изучение, рациональным использованием и охраной недр.

В целях обеспечения рационального использования недр соответствующими государственными органами осуществляется:

1. учет и государственный реестр работ по геологическому изучению участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей, а также учет лицензий на пользования недрами.

2. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых.

3. Ведется государственный кадастр месторождений и проявления полезных ископаемых.

4. Ведется государственный баланс запаса полезных ископаемых.

5. В случаях, если идеологические обнажения и минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр представляют собой особу научную или культурную ценность. Они могут быть объявлены соответствующими гос органоом либо геологическими заповедниками, либо геологическими заказниками, либо памятниками природы и культуры. В этом случае всякая деятельность, нарушающая их целостность будет прекращена.

6. Государство выплачивает вознаграждения за выявлении полезных ископаемых.

 

Вид вознаграждения Основание вознаграждения Размер вознаграждения

Государственное денежное вознаграждение

1. Открытие ранее неизвестного месторождения

 

2. Выявление дополнительных запасов в ранее известном месторождении До 50 тыс руб

Поощрительное денежное вознаграждение 1. Выявление признаков месторождения

2. Обнаружение редкого геологического, минералогического или иного ценного образования 1. До 10 тыс. рублей

2. До 5 тыс.рублей.

 

Следующие виды платежей:

1. Разовые платежи за пользование недрами.

2. Регулярные платежи за пользование недрами.

3. Сбор за участие в конкурсе или аукционе.

4. Иные налоги сборы, предусмотренные законодательством.

Система платежей:

Разовые платежи – пользователи, получившие соответствующее право пользования участком недр при наступлении условий, указанных в лицензии уплачивают разовые платежи

Минимальные размеры разовых платежей не могут быть менее 10% величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. Окончательная сумма платежа фиксируется в лицензии. И в зависимости от вида добываемого ископаемого, разовые платежи начисляются либо в федеральный бюджет, либо в бюджет субъекта РФ

Регулярные платежи – взимаются за предоставление пользователю исключительных прав на поиск и оценку места рождения полезных ископаемых, на геологическое изучение и разведку участков недр не связанная с добычей полезных ископаемых и за некоторые иные виды пользования недрами. Данные платежи взимаются отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в пределах территории РФ на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, а также на территориях арендуемых у иностранных государств

Размеры регулярных платежей зависят от экономико-географических условий, от размера участка недр, от вида разведуемого полезного ископаемого, от продолжительности работ на данном участке, от степени изученности территории и от степени риска.

Ставка регулярных платежей устанавливается в размере за 1 кв км площадью участка недр в год.

Конкретный размер ставки ???? или его территориальным органом.

• Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми участниками конкурса/аукциона, и является одним из условий регистрации заявки на участие в них.

Конкретная сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на проведение конкурса/аукциона, на само проведение к/а, подведение их итогов, а также оплату труда привлекаемых экспертов.

• Иные налоги и сборы, установленные законодательством РФ,в т.ч. «Налог на добычу полезных ископаемых» (глава 26 НК)

 

Налог на добычу полезных ископаемых – для организаций и ИП, занимающихся добычей п/и. объектом налогообложения признаются:

1. п/и, добытые из недр на территории РФ

2. п/и, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию

3. п/и, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта территория находится под юрисдикцией РФ

 

не признаются объектом налогообложения:

1. общераспространенные п/и, подводные воды, добываемые ИП для личного потребления и не числящиеся на гос.балансе (ст.19 закона «О недрах»)

2. добытые коллекционные материалы

3. п/и, добытые из недр, при образовании особо охраняемых геологических объектов

4. п/и, добытые из отходов горно- добывающих и связанных с ним производств, если такое добывание не требует специального лицензирования

 

Виды п/и:

1. антрацин, уголь каменный, уголь бурый, горючие сланцы

2. торф

3. углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, попутный газ)

4. товарные руды черных, цветных и редких металлов

5. полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды

6. горнохимическое неметаллическое сырье (магниевые и каменные соли, горные руды, сульфат натрия, сера природная и т.д.)

7. горно рудное не металлическое сырье

8. природные алмазы и другие драгоценные камни из коренных, рассыпных и техногенных месторождений, включая необработанные отсортированные и классифицированные камни, в т.ч. изумруды, рубины, сапфиры, александриты и т.д.

9. другое

 

В зависимости от вида п/и, его объем измеряется либо в единицах массы, либо объема.

При этом уникальные драгоценные камни и самородки драгоценных металлов учитываются отдельно.

При этом, сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому виду п/и.

 

Ответственность за нарушение законодательства о недрах.

 

В соответствии с законом «О недрах», лица, виновные в нарушении соответствующего законодательства, несут уголовную и административную ответственность.

Уголовная: ст. 215.3; приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов.

Ст.216 нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ

Ст.255 нарушение правил охраны и использования недр

 

Административная:

Ст. 7.3 КоАП – пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нарушением условий, предусмотренных лишением лицензии

Ст. 7.4 – самовольная застройка площадей залегания площадей п/и

7.5- самовольная добыча янтаря

7.10 – самовольная переуступка права пользования землей, лесным участком, водным объектом

8.9 – нарушение требований по охране недр и гидрометеорологических ресурсов.

8.10 – нарушение требований о рациональном использовании недр.

8.11 – нарушение правил и требований по проведению работ по геологическому изучению недр.

 

Имущественная:

• возмещается вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности иных лиц, включая ДЛ государственных органов

• возмещается вред, причиненный государству как основному собственнику недр в результате нерациональной или незаконной деятельности пользователей (ст.51 Закона «О недрах»)

методика расчета размера причиненного ущерба устанавливается Роснедром.

 

Тема:№5 Правовой режим использования и охраны континентального шельфа РФ

1. юридическое понятие кш РФ

2. права РФ на кш

3. виды пользования природными ресурсами кш

4. охрана кш

5. платежи за пользование кш

6. ответственность за нарушение законодательства о кш

 

Основной н/а: ФЗ от 30.11.1995г. «О кш РФ».

КШ РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Данное определение применяется по всем островам РФ.

Внутренней границей КШ является внешняя граница территориального моря РФ.

А внешняя граница КШ начинается на расстоянии 200 морских миль (1 морская миля=1852 метров) от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. При условии, что внешняя граница подводной окраины материка простирается не больше чем на 200 морских миль. Ели граница материка простирается на расстоянии более 200 морских миль, то внешняя граница шельфа совпадает с внешней границей подводной окраиной материка, определяемой в соответствии с нормами МП (максимально 350 морских миль).

Если побережью РФ противолежит побережье иностранного государства или является смежным с ним , то на основе МД осуществляется делимитация КШ.

Внутренние морские воды-воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря. Они являются составной частью территории РФ.

Территориальное море РФ- примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 м.м., отмеряемых от исходных линий. Данный вопрос регулируется ФЗ от 31.07.1998 «о внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» .

Исключительная экономическая зона РФ-морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему с особым правовым режимом. Граница совпадает с границами КШ по общему правилу. Регулируется этот вопрос ФЗ от 17.12.1998 «об исключительной экономической зоне РФ».

 

РФ на КШ осуществляет:

1-свои суверенные права в целях разведки КШ и разработки его минеральных и водных биологических ресурсов.

2-исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на КШ для любых целей.

3-исключительное право разрешать и сооружать на шельфе искусственные острова, установки и сооружений.

4-осуществляет юрисдикцию в отношении морских научных исследований в отношении защиты и сохранения морской среды и в отношении прокладки кабеля и трубопроводов на КШ.

Права РФ на КШ не затрагивают правовой статус укрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. При этом РФ не препятствует осуществлению судоходства и осуществлению иных прав других государств, признаваемых в соответствии с нормами МП.

Природные ресурсы КШ - это минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим» видам, т.е. организмы, которые в период, когда возможна их добыча, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо неспособны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном либо его недрами.

1)Виды пользования минеральными и другими неживыми ресурсами КШ:

1. региональное геологическое изучение КШ в целях оценки перспектив рудоносности и нефтегазоносности крупных регионов шельфа

2. геологическое изучение КШ

3. одновременное геологическое изучение, разведка и добыча минеральных ресурсов

4. строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей минеральных ресурсов

5. образование особо охраняемых геологических объектов

6. сбор минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов

///последние 3 осуществляются в соответствии с законом «О недрах».

Все перечисленные виды пользования подлежат лицензированию.

В лицензию запрещается включать особо охраняемые участки КШ, а также рыбохозяйственные заповедные зоны КШ.

Предоставление участков недр КШ в пользование осуществляется без проведения конкурсов/аукционов, а именно, по решению Правительства РФ.

2) Виды пользования живыми ресурсами КШ (водными биоресурсами):

К живым ресурсам КШ относится:

1. настоящие крабы

2. крабоиды

3. двустворчатые моллюски (в т.ч. устрицы и мидии)

4. прямоногие моллюски, в т.ч. ропаны

5. иглокожие

6. морские звезды

7. губки

8. красные водоросли

9. бурые водоросли (в т.ч. морская капуста)

10. зеленые водоросли

11. морские травы

Можно пользоваться:

_ промышленное рыболовство

_ рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях

_ рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях

_ рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов

_устричные фермы в прибрежных водах

_ прибрежные рыболовства, но в исключительных случаях, предусмотренных ФЗ «О рыболовстве» при сохранении водных биологических ресурсов (массовая добыча в прибрежных водах не допускается, можно только если пользователи сами создают)

3) Иные виды пользования КШ РФ:

1. создание искусственных островов, установок и сооружений

- создавать их могут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, ЮЛ РФ, ФЛ РФ, иностранные государства, иностранные ФЛ и иностранные ЮЛ.

- такие острова не обладают статусом естественных островов и, соответственно, не имеют территориального моря, КШ и исключительной экономической зоны

- вокруг этих островов, сооружений и установок устанавливаются зоны безопасности, но не более, чем на 500 метров от каждой точки внешнего края

- о создании/ удалении их сообщается в соответствующий федеральных орган и сведения публикуются в специальном издании «Извещения мореплавателя»

- искусственные острова/сооружения и установки не могут создаваться на морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства

Цели создания искусственных островов, установок и сооружений:

• обеспечение обороны и безопасности страны

• региональное геологическое изучение

• разведка и добыча минеральных ресурсов (различные буровые установки)

• проведение морских научных исследований (станции наблюдения)

• осуществление рыболовства

• иные цели

 

2. прокладка подводных кабелей и трубопроводов

-прокладывать подводный кабель и трубопроводы могут как российские, так и иностранные заявители.

/кабели, трубопроводы – разновидность транспорта

- прокладка осуществляется в соответствии с нормами международного права при условии, что тем самым не создаются помехи региональному геологическому изучению шельфа, разработке минеральных ресурсов, промыслу водных биоресурсов и эксплуатации ранее проложенных кабелей и трубопроводов

- сведения о проложенных/демонтированных трубопроводах публикуются в «Извещениях мореплавателя»

- если для прокладки требуется выемка грунта, отдельная лицензия на это не оформляется

3. проведение морских научных исследований:

- должны носить исключительно мирный характер и не должны создавать угрозу обороне и безопасности РФ

- могут проводиться как российскими, так и иностранными заявителями

-конкретные правила устанавливаются Правительством РФ

4. захоронение отходов и других материалов на КШ:

- перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на шельфе, публикуется в «Извещениях мореплавателю»

- выдаче разрешений на захоронение обязательно предшествует государственная экологическая экспертиза

- основное требование – надежная локализация таких отходов