Организационные.

Кадровые.

Полномочия глав государств относительно публичной администрации.

 

Главы государств – президенты и монархи – в той или иной мере влияют на организацию и функционирование органов публичной администрации. Степень такого влияния, как говорилось ранее, определяется формой государственного правления, которая имеется в стране.

Из этого общего правила исключением на сегодня является только отдельные парламентские монархии. Например, в Швеции король не принимает участия в работе правительства и не подписывает ни одного правительственного постановления.

Таким образом, полномочия глав правительств относительно публичной администрации отличаются: от фактического отсутствия таких полномочий в отдельных парламентских монархиях, где глава государства – неболее чем исторический символ, - до президентских республик, в которых вся система органов публичной администрации им подчинена.

Полномочия глав государств относительно публичной администрации можно условно разделить на три группы:

- кадровые;

- организационные;

- правотворческие.

Главы государств назначают членов правительства и публичных служащих высшего ранга. Однако даже в президентских республиках предусмотрено минимальное участие парламентов в этом процессе. В частности, в соответствии с разделом 2 статьи 2 Конституции США, президент имеет право назначить руководящих лиц Соединенных Штатов в соответствии с советом и согласия Сената (верховной палатой американского парламента). Во Франции, которую относят к странам со смешанной формой правления, президент назначает премьер-министра, а по представлению последнего – и других членов правительства. Также ему принадлежит право прекращать их полномочия. В парламентских республиках президент юридически не влияет на формирование правительства, но может назначать на должности публичной службы. В частности, в соответствии со статьей 60 Основного закона ФРГ, президент назначает и увольняет федеральные служащих, поскольку другое не предусмотрено законом.

Подводя итог, отметим, что кадровые полномочия глав государств достаточно значительные в большинстве зарубежных государств, особенно в президентских и смешанных республиках.

Прежде всего отметим, что по общему правилу глава государства не имеет права определять и создавать либо ликвидировать органы публичной администрации. Это положение касается даже президентских республик, в которых главы государств, возглавляя исполнительную власть, имеют существенные рычаги воздействия на все административные структуры. Однако право создания или ликвидации органов публичной администрации принадлежит парламентам. В законодательстве отдельных государств парламентский способ формирования организационной структуры органов публичной администрации отражается непосредственно в конституциях. Например, статьей 79 Конституции Чешской Республики установлено, что министерства и другие административные агентства могут быть созданы исключительно законом.

С другой стороны, главы государств непосредственно влияют на организацию деятельности публичной администрации, прежде всего – правительств. В первую очередь это касается президентских республик, хотя и в государствах со смешанной республиканской формой правления они играют существенную роль в этом вопросе. Например, в соответствии со статьей 9 Конституции Французской Республики президент председательствует в Совете Министров. Менее четкая норма содержится в статье 83 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что президент имеет право голосовать на заседаниях правительства.