Понятие методологии педагогики. Методы педагогических исследований

Структура содержания педагогики

Педагогика является комплексной, многогранной наукой, объединяющей систему педагогических дисциплин. В струк­туру содержания педагогики как науки входят :

общая педагогика — изучает основные закономерности педагогического процесса и его слагаемые: обучение и воспи­тание;

возрастная педагогика (дошкольная, школьная педагоги­ка, педагогика взрослых) — изучает особенности педагогичес­кого процесса с учетом возраста учащихся, возрастные аспек­ты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика изучает особенности организа­ции педагогического процесса с учащимися, имеющими откло­нения в развитии (сурдопедагогика— обучение и воспитание глухих и слабослышащих; тифлопедагогика— обучение и воспитание слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика - обучение и воспитание умственно отсталых детей);

сравнительная педагогика — изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса (образовательных и воспитательных систем) в различных странах мира путем сравнения, сопоставления между собой;

история педагогики — изучает закономерности, особенности функционирования педагогического процесса в раз­личных исторических эпохах, развитие педагогических идейи практики обучения и воспитания в прошлом;

социальная педагогика — изучает закономерности, особен­ности организации педагогического процесса вне учебного за­ведения, исследует влияние социума (семьи, общественно-по­литических объединений, неформальных групп и т. д.) на развитие участников педагогического процесса, изучает возможности общества, государства в целенаправленном развитии человека;

профессиональная педагогика — изучает закономернос­ти, особенности организации педагогического процесса, осу­ществления профессиональной педагогической деятельнос­ти в различных видах профессиональной деятельности, где она (педагогическая деятельность) не является ведущей фун­кцией (спортивная, военная, медицинская педагогика);

частнопредметная педагогика (частные методики, предметные дидактики) — изучает закономерности и особенности организации педагогического процесса при изучении отдельных учебных дисциплин (методика преподавания физики, географии, математики, педагогики, психологии и т. д.).

Процесс дифференциации содержания педагогической науки является перманентным, он продолжается.

 

Методология является учением о системе принципов и спо­собов организации теоретической и практической деятельности. Это учение о научном методе познания, совокупности раз­нообразных методов и приемов осуществления исследования.

Методология науки дает характеристику компонентов ис­следования — объекта и предмета, цели и задач, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также определяет последовательность действий в процессе решения исследовательских задач.

Методологию в педагогикеследует рассматривать как со­вокупность теоретических положений о познании и преобра­зовании педагогической действительности, слагаемых педа­гогической действительности, педагогического процесса.

Функции методологии педагогической науки (педагогики):

1) Гносеологическая (познавательная)функция реализация которой обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических процессов;

2) Праксеологическая (преобразовательная) функция обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;

3) Аксиологическая (оценочная)функция, или функция критики развития педагогической науки, реализация которой способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;

4) Рефлексивнаяфункция направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствование системы метода педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой педагогической науки;

5) Функция нормативного предписания показывает, «что должно быть и как»;

6) Эвристическая (творческая)функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Основные методологические подходы в педагогике:

1. Системный представляет собой анализ внутренних и внешних связей и отношений объекта, всех его элементов с учетом их места и функций.

2. Личностный предполагает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

3. Деятельностный заключается в рассмотрении объекта в рамках системы деятельности, ее происхождения, эволюции развития.

4. Диалогический в нем личность рассматривается как система характерных для нее отношении, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы.

5. Аксиологическии (ценностный)направленна признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования.

6. Культурологический утверждает, что освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.

7. Антропологический предполагает, что при построении педагогического процесса должны быть учтены данные всех наук о человеке.

8. Этнопедагогический заключается в организации процесса воспитания с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи, привычки народа.

Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования.