Парадокс потребления.

Парадокс потребления. Многопериодная модель потребления. Теория жизненного цикла. Теория перманентного дохода. Парадокс Кузнеца. Теория потребления и эмпирические исследования. Функция потребления и модель IS-LM

Лекция 10. Потребление и сбережения

 

После изучения базовых макроэкономических моделей мы займёмся более детальным рассмотрением ключевых взаимоотношений в модели. Начнём наш анализ с функции потребления. Напомним, что потребительские расходы составляют более 60% совокупного спроса, поэтому естественно начать именно с потребления.

В модели Кейнсианского креста и в модели IS-LM использовалась следующая кейнсианская функция потребления: C = + cYD, где 0<c<1. Вопрос в том, насколько эмпирические данные соответствуют такому представлению о функции потребления. Саймон Кузнец , проведя в 1946 году эмпирическое исследование этого вопроса, выявил следующие проблемы: оказалось, что в краткосрочном аспекте эта функция достаточно хорошо соответствует действительности, но в долгосрочном периоде средняя склонность к потреблению не зависит от дохода, а является постоянной. Кроме того, предельная склонность к потреблению в краткосрочном периоде оказалась значительно меньше, чем в долгосрочном. Заметим, что здесь деление на краткосрочный и долгосрочный периоды не связана с вопросом о негибкости цен, как это было в предыдущем анализе (например, в модели IS-LM). В данном случае, исследование долгосрочного периода проводилось на основе анализа динамики потребления от десятилетия к десятилетию, то есть рассматривался сам долгосрочный тренд, в то время как в краткосрочном периоде мы пытаемся объяснить колебания относительно тренда. Найденное Кузнецом различие в поведении потребительских расходов в краткосрочном и долгосрочном аспектах было названо парадоксом потребления и потребовало какого-то объяснения. Ответом на поставленную проблему явилось появление двух новых теорий, объясняющих, чем же определяются потребительские расходы. Это теория жизненного цикла, предложенная Франко Модильяни в совместных работах с А.Aндо и Р.Брумбергом и теория постоянного (или перманентного) дохода Милтона Фридмана.

Обе теории говорят, что, выбирая уровень потребления, люди руководствуются не только сегодняшним доходом, но и накопленными активами, а также ожидаемыми поступлениями в будущем. Таким образом, обе теории базируются на модели многопериодного выбора Ирвинга Фишера.

Многопериодная модель потребления

Рассмотрим многопериодную модель. Будем считать, что налоги и трансферты отсутствуют и в результате доход совпадает с располагаемым доходом. Пусть доход потребителя (доход, не связанный с активами) в периоде t равен Yt. Будем считать, что потребитель имеет (до начала первого периода) первоначальные активы B0 (наследство). Пусть потребитель может свободно занимать и давать взаймы по одинаковой номинальной ставке процента i, причем (ожидаемая) реальная ставка процента одинакова для всех периодов. В дальнейшем будем считать, что ожидания агентов относительно реальной ставки процента совпадают с фактической ставкой rexp =r . Это предположение означает, что у населения есть основания полагать, что ожидаемая инфляция будет неизменной для рассматриваемого временного горизонта. Кроме того, будем считать, что налоги и трансферты отсутствуют. Тогда активы периода t будут равны активам предыдущего периода с поправкой на процент по этим активам плюс доход периода t за вычетом потребления в этом периоде:

(1) Bt = (1 + r)Bt−1 + Yt − Ct.

Напомним, что под сбережениями индивидуума мы понимаем ту часть совокупного дохода, которая не потребляется. Совокупный доход периода t в нашем примере состоит из дохода, не связанного с активами, Yt, и процентам по активам предыдущего периода rBt-1. Таким образом, сбережения периода t равны

(2) St = Yt + rBt−1 − Ct.

Подставляя (2) в (1) после преобразований получаем, что изменение активов, в свою очередь, равно сбережениям: Bt − Bt-1 = St, которые могут быть положительны (в этом случае потребитель действительно сберегает) и отрицательны (в этом случае потребитель является заемщиком).