Теологическая теория
Основные теории происхождения государства
Среди теоретиков государства и права нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных обществ на данный процесс.
За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин.
Некоторые теории существуют в течение длительного времени и были детально разработаны философами, социологами и политологами; другие – напротив, появились в конце XIX – середине XX веков. В зависимости от исторического значения той или иной теории подробно рассматриваются лишь некоторые из них.
В основе религиозных концепций лежат представления о надчеловеческом, сверхъестественном (небесном, божественном) первоисточнике и происхождении как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей.
Теологическая теория происхождения государства начала возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания.
Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался Сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, — говорится в послании апостола Павла к римлянам, — ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Такого же подхода придерживался и крупнейший авторитет христианской теологии Фома Аквинский (1225 – 1274), правда, с оговоркой: всякая власть именно по своей сущности – божественна и от Бога.
Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме, посылки отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
Теологической трактовки происхождения права и государства получили широкое распространение и на почве ислама. Государство (имамат) при этом рассматривается как опора ислама, форма его защиты и реализации в земной жизни.
В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.