Выделение из общества аппарата публичной власти

Социальное расслоение означало усиление социального неравенства. В первую очередь это проявилось в порядке формирования управленческих структур и осуществления последними властных полномочий. Если в начальный период развития власть в равном соотношении принадлежала всем трудоспособным членам общины, а вождь осуществлял функции, связанные с оперативным руководством, не претендуя на какие-либо льготы, то впоследствии верховная власть утрачивает непосредственный характер и практически полностью переходит к представителям властных структур (вождям, старейшинам, шаманам и т.д.), которые перестают заниматься не связанными с управлением функциями общеполезным трудом.

Община с помощью сложившихся обычаев и моральных запретов сопротивлялась росту влияния властных органов и имущественной дифференциации населения. Однако усиление публичной власти и расслоение общества на богатых и бедных, угнетателей и угнетенных в формирующейся системе социальных связей было исторически неиз­бежным. Активизации этой закономерности в определенной степени cспособствовало и изменения в содержании производственной деятель­ности.

Так, увеличение объема производства в скотоводстве и земледелии постоянно требовало дополнительной рабочей силы, которая пополня­лась за счет набегов на другие племена. Если раньше пленников просто убивали или принимали в свою среду, то теперь экономически выгод­ным стало превращать их в рабов, в самый обездоленный, угнетенный класс и извлекать из этого пользу.

Именно на этом историческом этапе формируется институт вождества, то есть социального организма, состоящего из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь). Выделение в обществе института вождества означает переход к профессиональным формам реализации социальной власти, при этом сама власть приобретает характер профессионального делегированного полномочия.

Постепенно, в связи с усложнением и возрастанием объема управ­ленческой деятельности, повышалась численность родоплеменной вер­хушки. Ее лидеры предпочитали самолично назначать и даже готовить преемников, которых они специально обучали. Чаще всего ими были ближайшие родственники. Публичная власть все больше отдалялась от общества. Шел процесс ее самоизоляции. Вместе с тем расширялись полномочия власти и управленческие возможности. Она по своему усмотрению начинает распоряжаться и средствами производства, на­ходящимися в общей, коллективной собственности.

Для того, чтобы поддержать свою жизнедеятельность, властители начинают изымать (экспроприировать) в виде налогов часть общественного продукта, полученного рядовыми членами сообщества. В целях подавления возможного сопротивления создается специальный механизм принуждения, который с одной стороны, необходим для обеспечения установленного порядка, а другой – для защиты власти от недовольных ее решениями.

Принятие управленческих решений перестает быть полномочием каждого члена общества, приобретая характер функции вместе с тем прерогативы обособленного от общества аппарата власти.