Пятый – во внутренней речи.

Четвертый – во внешней речи для себя.

Третий – выполнение действия в плане громкой речи.

Задавая ориентировочную основу действия, экспериментатор (педагог и др.) получает возможность формировать умственные действия с заранее заданными свойствами.

 

В теории П.Я. Гальперина рассматриваются четыре основные характеристики умственного действия:

1. Степень овладения умственным действием.

2. Степень его обобщенности.

3. Полнота фактически выполняемых операций, или степень сокращенности действия.

4. Мера освоенности.

 

Основным условием успешного формирования действий является ООД – ориентировочная основа действия, т. е. система инструкций и указаний, пользуясь которой, школьники выполняют усваиваемое действие. В зависимости от полноты способа овладения учащимися ООД, П.Я. Гальперин выделил три типа ориентировочной основы и соответственно три типа учения.

1-й тип учения отличается тем, что ученикам дается в готовом виде неполная система указаний и ориентиров по сравнению с той, которую необходимо учитывать для правильного выполнения действия. Такой тип учения характерен для обычного способа обучения, когда объяснение того или иного действия сводится к его однократной демонстрации, показу образца и к очень неполному словесному описанию по ходу показа. Это приводит к тому, что ученик учится выполнять это действие методом «проб и ошибок». И на тех участках действия, для которых у ученика нет нужных указаний и ориентиров, он действует вслепую, часто ошибается и лишь в результате многочисленных проб осваивает данное действие. Даже сформированное действие остается для ученика не полностью осознанным, перенос этого действия на новые объекты, решение новых задач с помощью этого действия весьма ограничены.

 

Педагог обращает внимание детей на возможность перехода от действий внешне-речевого плана к действиям внутреннего плана, на необходимость пошагового представления каждого действия, то есть учит делить действие на шаги-кусочки. Затем производит сборку всех шагов в общую картину, то есть, учит детей обобщению. Ценным является и то, что учитель пользуется схемами, возникающими у детей из собственных догадок, вариантов, предложений. Эти схемы оформляются детьми совместно с учителем в схему - опору, которой ученики пользуются при необходимости до тех пор, пока эта необходимость не отпадет. Действия педагога направлены на развитие у детей новых форм мышления.

Волович Марк Бенцианович, российский педагог.