ЛЕКЦИЯ 2. ЭТИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная работа студентов

В ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закреплены многочисленные права студентов вузов, в том числе и право, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публикации, в частности в изданиях высшего учебного заведения. Здесь же записано, что студенты вузов обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования. В Законе не предусмотрена обязанность студентов заниматься научной работой. Тем не менее, они должны выполнять те виды заданий, которые содержат элементы научного исследования и включены в учебный план или планы занятий по дисциплине. К их числу относятся реферат, доклад, курсовая работа, дипломная работа.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации учебные занятия проводятся как в виде лекций, семинаров, практических занятии, консультаций, так и в виде научно-исследовательской работы, курсовой работы, квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы). Чтобы выполнить вышеперечисленные работы, студенту необходимо уметь:

· выбирать тему и разработать план исследования;

· определять оптимальные методы исследования;

· отыскивать научную информацию и работать с литературой;

· собирать, анализировать и обобщать научные факты, материалы различных видов практик;

· теоретически прорабатывать исследуемую тему, аргументировать выводы, обосновывать предложения и рекомендации;

· оформлять результаты научной работы.

Некоторые виды научной работы студент не обязан выполнять, например, его нельзя заставить заниматься в научном кружке, выступить с докладом на конференции или принять участие в конкурсе на лучшую студенческую научную работу. Однако ему следует помнить, что задачи, которые стоят перед современным специалистом, настолько сложны, что их решение требует исследовательских навыков. Сама современная профессия носит поисковый, исследовательский характер.

Например, в ФГОС ВПО 3-го поколения по направлению «Экономика» сказано, что в результате обучения студент должен приобрести следующие компетенции:

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

· способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

· способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

· способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5) и др.

Все эти умения приобретаются в вузе путем активного участия студентов в научной работе.

Понятие «научная работа студентов» (НРС) включает в себя два элемента:

1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого туда;

2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.

НРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалиста с высшим образованием.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа различных явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

· развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

· привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

· повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

· выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в профессиональной деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую, включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время (УИРС), и научно-исследовательскую, выполняемую во внеучебное время (НИРС).

Формами реализации УИРС и НИРС выступают: реферат, доклад, сообщение на конференции или заседании научного кружка, конкурсная работа, публикация, наглядные пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация и др.

Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством профессоров и преподавателей. Формы этой работы:

· реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;

· выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

· написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследования;

· проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;

· выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики и стажировки.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, включает:

· работу в научных кружках и проблемных группах, создаваемых при кафедрах и в институте;

· участие в научно-исследовательских работах по кафедральным и общеинститутским темам;

· выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых на кафедре и в вузе;

· участие во внутривузовских, межвузовских, региональных и других олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

· подготовка публикаций по результатам проведенных исследований;

· разработка и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий для учебного процесса;

· изучение и обобщение передового опыта практики по специальности (например, для юристов: следственной, судебной, адвокатской, прокурорской, нотариальной и т.д.);

· переводы специальных текстов (монографий, статей, законов и др.).

Основная форма организации НИРС – студенческий научный кружок при кафедре или при институте. Главным содержанием деятельности научного кружка является выполнение во внеучебное время научных исследований по определенной тематике.

Другая форма организации НИРС – проблемно-исследовательские группы из 3 – 5 студентов, которыми руководят профессора, доценты и другие работники института или кафедры. Все они работают по одной и той же теме. Это дает возможность объединенными усилиями в короткий срок эффективнее выполнить трудоемкое исследование.

Мероприятия системы НИРС в Юридическом институте МИИТа

1. Конкурс «На лучшую студенческую научную работу» в вузе.

2. Традиционные университетские, институтские и кафедральные студенческие научные конференции.

3. Участие во всероссийских научных студенческих и молодежных конференциях.

4. Работа на кафедре в научно-исследовательских группах.

5. Публикация статей в научных сборниках и журналах.

Организацией и координацией научно-исследовательской работы в Юридическом институте занимаются заместители директора по инновациям и по воспитательной работе. В Студенческом совете института есть «Научное студенческое общество».

Таким образом, научная работа студентов позволяет им наиболее полно проявить свои индивидуальность, творческие способности и готовность к самореализации личности.

Выводы

1. Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие - прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

2. Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности. Порядок и процедура «присуждения» и «присвоения» различаются. Желающий получить ученую степень доказывает наличие у него оснований к тому на «суде» в виде диссертационного совета, принимающего первичное решение о присуждении искомой степени на основании защиты диссертации. Ученое звание присваивается уполномоченными на то органами на основании ходатайства, свидетельствующего, что претендентом на ученое звание выполнены необходимые для этого условия.

3. Система НРС в вузе призвана содействовать развитию творческой активности студентов и молодых ученых. Этой цели служит рациональная организация НРС, позволяющая эффективно использовать учебное и внеучебное время.

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации. М., 2000.

О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г.//Полный сборник законов Российской Федерации: в 2 т. М., 2001. Т. 2.

О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г.//Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4137.

Об образовании: Федеральный закон от 10 июля 1992 г.//Полный сборник законов Российской Федерации: в 2 т. М., 2001. Т. 2.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 474 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации/ http://vak.ed.gov.ru/ru/docs.

Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней/ http://vak.ed.gov.ru/ru/docs.

Приказ Минобрнауки России от 12 декабря 2011 г. № 2817 «Об утверждении положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук»/ http://vak.ed.gov.ru/ru/docs.

Положение о подготовке научно-исследовательских и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства образования РФ от 27 марта 1998 г. М., 1998.

Положение о порядке присвоения ученых званий. Утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. // Рос. газ. 2002. 10 апр.

Положение о порядке присуждения ученых степеней. Утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г.//Рос. газ. 2002. 6 февр.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. М., 2008.

Приказ Минобрнауки РФ от 25.02.2009 № 59 (ред. от 16.11.2009) "Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.03.2009 № 13561)/ http://vak.ed.gov.ru/ru/docs.

Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований. Владивосток, 2011.

Золотков В.Д. Основы научных исследований (философско-методологический аспект): учеб. пособие / В.Д. Золотков, Ж.Ю. Бакаева; Саран. кооп. ин-т РУК. Саранск, 2008.

Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Дашков и К, 2010.

Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. М.: «Ось–89», 1998.

Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. 2-е изд., стер. Киев: О-во «Знания», КОО, 2001.

Огурцов А.Н. Основы научных исследований. Харьков, 2008.

Основы научных исследований: учебник для техн. вузов / В.И. Крутов, И.М. Грушко, В.В. Попов и др.; под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. М., 1989.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 1999.

Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, 2002.

Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов / под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.

Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар, 2004.


 

 

Учебные вопросы:

1. Этические основы научной деятельности.

2. Основы организации научного труда.

3. Плагиат и антиплагиат.