Вопрос №2. Стратегия и приоритеты развития здравоохранения.

Конкретные условия состояния общества диктуют способы решения проблем здравоохранения. Нет, вероятно, идеальной системы здравоохранения вне времени и пространства, конкретной политической и экономической ситуации. Развитие общества, науки и практики здравоохранения заставляет постоянно предпринимать попытки повысить эффективность системы здравоохранения страны, усовершен­ствовать его структуру, конкретизировать функции элементов системы здраво­охранения, оптимизировать их взаимодействия не в идеальном пространстве, а в конкретной экономической системе. Общество определяет систему здравоохране­ния, механизм и технологии удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи, обеспечение этих потребностей необходимыми ресурсами.

Изменяющиеся общественные отношения создают условия для существования различных типов систем здравоохранения.

Современная социальная медицина выделяет три типа систем здравоохране­ния- государственную, страховую, частную.1 В ряду критериев такого разделения (собственность, право распоряжения ею, механизмы регулирования и управления системой) одним из важных является источник используемых здравоохранением финансовых ресурсов.

По этому признаку представляется возможным выделить еще и смешанную систему здравоохранения, использующую все возможные источники финансиро­вания, предусмотренные существующей в обществе в каждый отдельный его пе­риод законодательной базой.

История не знает таких ситуаций, когда цели, которые ставит общество, были бы достижимы только за счет собственных его возможностей или внешних средств, имеющихся в данный момент. Здравоохранение в полной мере испытыва­ет на себе подобное стечение обстоятельств, т.е. находится в постоянно изменяю­щейся проблемной ситуации. Осознание обществом тех проблем, которые возни­кают перед ним в сфере охраны здоровья, происходит далеко не сразу. Зачастую кажущаяся простота проблем здравоохранения при формулировании целей и задач отрасли упирается в недооценку как самих проблем, так и в переоценку тех воз­можностей, которые имеются у общества для их разрешения. Именно поэтому уже на стадии формулирования целей здравоохранения (проектирования системы здравоохранения) требуется тщательный отбор возможных составляющих (элементов), четкой их организации, способов управления ими, максимального ресурсов и факторов внешней среды.

Основным принципом построения любой системы здравоохранения являете сохранение равновесия трех главных составляющих: населения — потенциально?, потребителя медицинской помощи, медицинских учреждений и плательщиков оказанную медицинскую помощь.

Любая система здравоохранения имеет цель, которую можно с формулировать! как оказание населению доступной, качественно!! медицинской помощи, улучшел ние состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельпости.

Государственная система здравоохранения с жестким административно экономическим управлением государственной собственностью на основные ресур­сы, бюджетным финансированием, внутриведомственным контролем объема и ка­чества медицинской помощи, патерналиста ческой моделью взаимоотношений ра­ботников здравоохранения и пациентов относительно стабильно работала до начала восьмидесятых годов.

Именно до тех пор удавалось осуществлять финансирование медицинских уч­реждений по смете расходов, 50% которой приходилось на статьи, связанные с за­работной платой (самой низкой в стране) и затратами на лекарства, предметы ме­дицинского назначения и хозяйственные нужды по государственным иенам (часто оказывающимися гораздо ниже, чем расходы на производство). Такое финансиро­вание позволяло государству поддерживать иллюзию бесплатной (для всего насе­ления) и доступной (далеко не для всего населения) медицинской помощи при за­тратах на нее значительно ниже, чем это требовалось на самом деле. Создалась к поддерживалась искусственная ситуация, позволявшая удовлетворять потребности здравоохранения при недостаточных ресурсах.

Следствием подобного состояния, явились процессы деформации элементов системы, обусловленные истощением ресурсов, особенно финансовых. Именно с этого периода стало сокращаться бюджетное финансирование здравоохранения, все более приобретая остаточный принцип, что проявилось в резком снижении мо­тивации медицинского персонала к труду и оттоку кадров (особенно среднего ме­дицинского персонала) из медицинских учреждений. «Произошла дезориентация отрасли, связанная с несовершенством управления, избыточностью структур и полной финансовой неадекватностью, что и составляет суть глубокого кризиса в российской медико-социальной сфере» .

А.Ф. Финченко и В.И, Денисов, не отрицая достижений существовавшей сис­темы (преемственности, общедоступности и профилактической направленности медицинской помощи), пришли к выводу, что «созданная на путях экстенсивного развития система здравоохранения становится все более затратной и менее эф­фективной»1

По мнению Н.А. Кравченко и К.К. Кузьмина, несовершенство системы рас­пределения общественных фондов потребления, недостаточность средств на ох­рану здоровья и их несбалансированность с потребностью в медицинской помощи райках общей несбалансированности финансового и товарного обращения, при­вело к появлению и прогрессированию теневого рынка медицинских услуг. Объем нелегально предоставляемых медицинских услуг исчисляется двумя миллиардами рублей в год (данные 1991-1992 гг.), что вызывало стихийное перераспределение значительных денежных сумм.

В.З. Кучеренко характеризует систему отечественного здравоохранения совет­ского периода как моносистему, трудно корректируемую, .малодинамичную, не­чувствительную к изменяющимся условиям и потребностям пациентов.

Основные причины дезинтеграции системы таковы:

• остаточный принцип финансирования;

• нерациональное использование основных ресурсов (кадры, финансы, оборудор
вание); *

• недостаток современных медицинских технологий: '

• многообразие номенклатуры лечебных учреждений;

• снижение квалификации медицинского персонала догоспитального >тапа;

• сохранение тата тенденций развития здравоохранения как специализация
(особенно в амбулаторно-ппликлиническап службе) и централизация;

• снижение у медицинских работников мотивации к труду и систематическому
повышению квалификации, связанное с уравниловкой в оплате труда;

• падение трудовой и производственной дисциплины в коллективах медицинских
работников.'

Подобная характеристика подтверждается данными о состоянии здоровья насе­ления России. Рост или снижение заболеваемости населения — главная оценка деятельности любой власти в области решения проблем здравоохранения и охраны здоровья населения.

Именно в конце 60-х гг. началось реформирование здравоохранения, с той или иной долей успеха завершившееся во многих странах к 90-м гг.

Накоплен определенный опыт решения задач, стоявших перед здравоохранени­ем в любой стране (независимо от имеющей место системы здравоохранения), как сделать медицинскую помощь населению более доступной, более высокого каче­ства при относительно небольших, но максимально эффективно используемых вложениях в здравоохранение.

Цель и задачи реформы. Создаваемая в России рыночная экономика поставила систему здравоохранения, основанную на распределительных экономических принципах, в ситуацию, когда ее дальнейшее функционирование чрезвычайно за­труднено, а коренная реорганизация требует дополнительных ресурсов, которых нет вусловиях переходного периода.

Эти трудности создают неадекватную для решения проблем отрасли соци­ально-психологическую ситуацию, при которой попытки изыскать и использо­вать новые источники финансовых и материальных ресурсов, создать структуры для их эффективного использования наталкиваются на сопротивление. Это дВя. зано с тем, что в силу множества объективных причин не может быть достигнут немедленный результат, а противодействие и искажение приводят к негативному результату.

Поэтому очевидны и задачи, которые необходимо решить в процессе реформи­рования здравоохранения:

• создание новой законодательной базы здравоохранения;

• разработка механизмов адаптации системы здравоохранения к работе в новых
условиях;

• приведение в соответствие механизмов взаимодействия здравоохранения с
экономикой страны;

• разработка механизмов финансового взаимодействия в здравоохранении;

• разработка и внедрение организационных принципов функционирования уч­реждений здравоохранения в новых условиях.

Пути реализации. На нынешнем этапе развития общества с целью поиска но­вых экономических условий существования российского здравоохранения из не­скольких моделей законодательно взята за основу развития системы здравоохра­нения модель медицинского страхования.

Проходящая в российском здравоохранении реформа носит характер структурно-функционааыюй реорганизации отрасли. Создаваемая система здравоохра­нения имеет целью — организатор оказания качественной медицинской помощи, доступной населению страны, на основе фундаментальных преобразований Фи­нансировании, с привлечением иных, помимо государственных, финансовых ресур­сов (в том числе и финансовых средств населенияI, преобразовании правовых основ отрасли, направленных на демократишиию управления, внедрение совре­менных медииинскш технологий, развитие конкуреииии, основанной на свободном выборе паииентомлечебно-профилактического учреждения и врача.