Судебная и военная реформы. Значение и претворение в жизнь либеральных реформ 60-70-х годов XIX в.

Реформы 1860–1870-х гг. и их влияние на историческую судьбу России.

1. По настоянию общественности в 1864 г. правительство про­вело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессив­ные юристы. До реформы суд в России был сословный, тай­ный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

2. В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принци­пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, со­стязательный, независимый суд, предусматривалась выбор­ность некоторых судебных органов. Новое судопроизводство означало:

> одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, незави­симо от того, к какому сословию они принадлежали;

> суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

> вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

> присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кро­ме рабочих и прислуги), — 12 человек определяли винов­ность или невиновность подсудимого;

> меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смер­тной казни могли приговорить только специальные органы

(военный суд или Сенат);

> судьи назначались правительством, но уволить их можно

было только по суду — это важнейший принцип судебного

устройства, принцип несменяемости судей.

3. Были учреждены две системы судов:

> мировые — суды, которые рассматривали мелкие уголов­ные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создава­лись в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сена­том;

> общие — окружные суды, создававшиеся обычно в преде­лах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколь­ко судебных округов. Окружной суд назначался императо­ром и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные пре­ступления чиновников и политические дела. Если реше­ние принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них — то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали за­конный порядок судопроизводства.

4. Судебная реформа была наиболее последовательной и про­грессивной из всех реформ этого периода. Большую попу­лярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократ­но судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.

5. Поражение России в Крымской войне показало, что необхо­димо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообра­зованный и прогрессивный деятель. Военная реформа про­водилась до 1874 г.

6. Милютин исходил из принципиального положения о необ­ходимости сокращения армии в мирное время и ее значи­тельного увеличения во время войны за счет обученных ре­зервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Воен­ная юридическая и Морская академии.

7. В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все муж­чины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к служ­бе по здоровью. Срок службы в армии был значительно со­кращен: вместо 25 лет в пехоте — 6 лет, во флоте — 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, един­ственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имею­щих высшее образование служба составляла полгода, для вы­пускников гимназий — полтора года, для окончивших город­скую школу — до трех лет, для получивших начальное образование — до четырех лет.

8. Была изменена система военного управления: в России вво­дилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказа­ния, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии. В результате военной реформы Россия получила мас­совую армию современного типа.

9. Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить со­циальную стабильность в стране.

10. Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Рефор­мы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосозна­ние населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм го­сударственности.

37.История, достижения и традиции Технологического института (1828–2009 гг.).

История:

Начало XIX-го века сопровождалось бурным развитием мануфактурной промышленности, т. е. промышленного производства, среди которой текстильное производство занимало одно из ведущих мест. Появление многочисленных предприятий, оснащенных иностранной техникой и обслуживаемых иностранными специалистами, вызвало объективную потребность активного вмешательства государства в управление этим процессом.

Министр финансов Егор Францевич Канкрин, выходец из Германии, отдавший себя служению России, предложил и провел в жизнь целый ряд эффективных решений не только по укреплению экономики, но и по созданию целой сети образовательных учреждений, призванных готовить кадры для различных отраслей производства. 13 августа 1828 года он внес в Комитет министров предложение об учреждении в Санкт-Петербурге практического Технологического института. 28 ноября 1828 года последовало Высочайшее повеление Николая I: «…Желая споспешествовать распространению и прочному устройству мануфактурной промышленности в Империи Нашей, признали Мы за благо учредить в Санкт-Петербурге Практический Технологический институт… Первой целью Практического Технологического института есть та, чтобы приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками и частями оных…». С момента учреждения были даны два года для подготовки материальной базы и педагогических кадров к процессу обучения.

Учебные занятия начались 11 октября 1831 года. Учение воспитанников состояло из теоретической части и Курса технологии, включавшего части, «которые ближайшим образом относятся до целей учреждения Института, как то: а) красильного искусства; б) аппретуры тканых материй; в) построения разного рода машин, и притом общие познания тех произведений, которые составляют первоначальные материалы фабрик…». Документы подтверждают активное создание учебно-лабораторной базы для обеспечения практической профессиональной подготовки студентов. Так к 1831 году были открыты столярная, токарная, швейная мастерские и кузница. В 1832 году — слесарная, ткацкая, граверная (узоры для тканей), модельная, суконная, красильная., льно- и бумагопрядильная, шелковая, мастерская кипового крашения и набивания ситцев и литография. В 1833 году — белильная.

В июле 1837 года состоялся первый выпуск из 14 воспитанников — мастеров мануфактурного дела по специальностям: механика (3 человека), прядение (2 человека), крашение и отбеливание (9 человек). К выпуску были подготовлены аттестаты и медали. Награждены: 2 выпускника — золотой, 1 — большой серебряной и 2 — малой серебряной медалями. «… По приказу министра всем заготовлена полная экипировка — фрак и брюки синего сукна при пикейном жилете, двубортный сюртук и шинель серого сукна, по три смены белья, перчатки, шляпа и сапоги и, сверх того, были назначены подъемные деньги…». На выпускном экзамене присутствовал сам Е. Ф. Канкрин и приглашены фабриканты. После экзамена был устроен обед на 100 человек.

Становление Технологического института характеризуется фамилиями выдающихся ученых, их достижениями и формированием научно-педагогических школ. Прежде всего это — Д. И. Менделеев, Д. К. Чернов, Ф. Ф. Бельштейн, А. В. Гадолин, П. В. Еремеев.

Советский период истории характеризуется реорганизацией ВТУЗов в отраслевые институты. 15 февраля 1930 года выходит соответствующее Постановление Президиума ВСНХ СССР. Затем приказом № 1287 от 26.04.1930 года предписывается «…на базе имеющихся институтов создать следующие отраслевые институты: Химико-технологический, Текстильный, Машиностроительный и Котлотурбинный». Базой для создания Текстильного института был механический факультет Технологического института со всеми студентами, преподавателями, административным и обслуживающим персоналом, а также соответствующие лаборатории и оборудование (на 21.01.1921 года из 989 студентов 767 были студенты механического факультета). Перед оставшейся частью Технологического института была поставлена сложнейшая задача в срочном порядке организовать подготовку по «военной» химии (взрывчатые вещества, отравляющие вещества, топливо и т. п. — всего по 9 новым специальностям).

Дальнейшее развитие с новым профильным названием «Текстильный институт» на новом месте расположения по адресу ул. Б.Морская, 18 проходило в соответствии с открытием новых востребованных специальностей. К этому времени становятся известными имена ученых и педагогов-текстильщиков А. Д. Монахова, С. А. Ганешина, Е. А. Санкова, А. Е. Порай-Кошица, Д. Н. Грибоедова. В 1935 году институту присваивается имя С. М. Кирова. В июне 1963 г. институт получает новое название — Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности им. С. М. Кирова, а в марте 1976 года награждается орденом Трудового Красного Знамени. Во второй половине XX века список известных ученых и педагогов продолжен именами уже наших современников: Н. И. Труевцева, Г. И. Арефьева, А. И. Меоса, В. А. Гордеева, П. В. Участкина, А. А. Хархарова, Л. А. Вольфа, М. И. Сухарева, Л. Я. Терещенко, В. Е. Романова, Н. Н. Труевцева, Ф. Ф. Бездудного, К. Е. Перепелкина, Н. М. Ашнина, Е. Н. Бершева, Н. П. Новоселова, И. И. Вульфсона и других.

САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГСКИЙ ТЕХНОЛОГИ́ЧЕСКИЙ ИНСТИТУ́Т (СпбГТИ, технический университет), основан в 1828, один из ведущих российских вузов в области химии, химической технологии, кибернетики и техники.
В составе университета 9 факультетов: химической технологии неорганических веществ и материалов, тонкого органического и микробиологического синтеза, инженерно-кибернетический, технологии органического синтеза и полимерных материалов,наукоемких технологий, защиты окружающей среды, экономики и менеджмента, информатики и управления, военного обучения; 4 отделения: гуманитарное, физико-математическое, химическое, общеинженерное; а также малый факультет, подготовительное отделение, музей истории СпбГТИ, аспирантура, докторантура. Библиотека насчитывает около 1 млн единиц хранения.

Институт был основан в 1828 как Петербургский практический технологический институт в составе 2 отделений — для подготовки ученых-технологов и инженеров-механиков. С 1896 назывался Технологический институт. В 1905 в здании института проходили заседания первого Петербургского совета рабочих депутатов — в связи с этим в 1924 институту было присвоено имя Ленсовета. В 1906 отделения института были преобразованы в факультеты: химический и механический. С учетом быстрого развития электротехники были введены новые предметы: устройство динамомашин, применение электричества, электрометрия и др., была построена собственная электростанция. В период Первой мировой войны (1914—1918) в мастерских и лабораториях института было организовано производство хлора, карманных грелок, снарядов, взрывчатых веществ, закалка стали, возгонка фосфора для военных нужд; были открыты новые специальности: железнодорожное дело, аэропланы. В 1930 в институт влились химические факультеты Ленинградского политехнического института и Ленинградского государственного университета. С 1992 — современное название и статус технического университета.
Среди выпускников академик В. С. Шпак (см. ШПАК Владимир Степанович), государственный деятель Ю. Ф. Яров (см. ЯРОВ Юрий Федорович), доктор богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Ливерий Воронов, писатель, поэт, переводчик А. Г. Найман (см. НАЙМАН Анатолий Генрихович), ученый в области высокочастотной техники В. П. Вологдин (см. ВОЛОГДИН Валентин Петрович), ученый-физик А. Ф. Иоффе (см. ИОФФЕ Абрам Федорович).
В институте преподавали выдающиеся ученые Д. И. Менделеев (см. МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович), Г. И. Гесс, Д. К. Чернов (см. ЧЕРНОВ Дмитрий Константинович), И. А. Вышнеградский (см. ВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван Алексеевич), А. Е. Фаворский (см. ФАВОРСКИЙ Алексей Евграфович), С. В. Лебедев (см. ЛЕБЕДЕВ Сергей Васильевич), В. Я. Курбатов, Е. В. Алексеевский, А. Е. Порай-Кошиц (см. ПОРАЙ-КОШИЦ Александр Евгеньевич), Ф. Ф. Бейльштейн (см. БЕЙЛЬШТЕЙН Федор Федорович), П. П. Федотьев (см. ФЕДОТЬЕВ Павел Павлович), П. П. Федотьев (см. ФЕДОТЬЕВ Павел Павлович), Д. П. Коновалов (см. КОНОВАЛОВ Дмитрий Петрович), Л. А. Чугаев (см. ЧУГАЕВ Лев Александрович), Н. Л. Щукин, Б. В. Вызов, С. П. Вуколов, А. А. Яковкин (см. ЯКОВКИН Александр Александрович), К. Ф. Павлов, А. А. Гринберг (см. ГРИНБЕРГ Александр Абрамович), К. С. Евстропьев.

Обучаются более 5 тыс студентов (2005).