План лекции

Уход.

полный покой. В палате недопустимы громкие раз­говоры, стук, резкие движения. Следует как можно меньше тре­вожить травмированных детей, ограничить болезненные проце­дуры, осмотр и манипуляции по уходу проводить в кроватке.

Ре­комендуется на несколько дней поместить ребенка в кувез. Ему придают горизонтальное положение на боку.

Ввиду большой по­требности мозговой ткани в кислороде обеспечивают подачу ки­слорода.

По назначению врача применяют черепно-мозговую гипотермию. Для этой цели используют специальный аппарат "Холод-2" или над головкой ребенка подвешивают пузырь со льдом, к ногам кладут грелку.

Способ кормления зависит от тя­жести состояния (зонд, ложечка, при улучшении состояния - прикладывание к груди под контролем сестры). Важным услови­ем успешного лечения является кормление ребенка материнским молоком.

Чрезвычайную опасность представляет частое срыгивание больного ребенка.

Необходимо своевременно аспирировать слизь и срыгиваемые массы для предупреждения асфиксии.

Уход за кожей и слизистыми оболочками должен быть особенно тщательным. При сухости и дистрофических изменениях кожи ее обрабатывают стерильным растительным маслом и витами­ном А.

Слизистая оболочка рта и губ при необходимости увлаж­няется изотоническим раствором натрия хлорида или раство­ром глюкозы, для увлажнения роговицы закапывают в глаза ви­тамин А.

Прогноз.

Истинную тяжесть поражения ЦНС можно опреде­лить не ранее 4-6 месяцев жизни.

Тяжелым исходом являются детский церебральный паралич, прогрессирующая гидроцефа­лия, эпилепсия, задержка психического развития.

У детей, пере­несших перинатальное повреждение ЦНС, длительно сохраня­ются головные боли, нарушение координации тонких движений, речевые расстройства, тики, быстрая нервно-психическая истощаемость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, по­ражение зрительного и слухового анализатора.

Родовые травмы спинного мозга.

Встречаются значительно чаще травм головного мозга. У недоношенных детей они прояв­ляются грубее.

Клиническая картина зависит от уровня и вида поражения. Ведущими признаками поражения являются двига­тельные нарушения. Психическое развитие детей обычно не страдает. При травме верхнего шейного отдела наблюдаются спастический тетрапарез, бульбарные нарушения (вытекание молока через нос, поперхивание при сосании, гнусоватый отте­нок плача, симптомы "кукольной руки", "падающей головы", "кривошея").

Повреждения спинного мозга в области клеток пе­редних рогов шейного утолщения приводят к появлению акушер­ских параличей рук;

травма грудного отдела спинного мозга - к нарушению функции дыхательных мышц и развитию дыхатель­ной недостаточности.

Поражение пояснично-крестцовой области характеризуется вялыми параличами нижних конечностей, на­рушением функции тазовых органов.

При повреждении позвоночника показаны покой, иммобили­зация, вытяжение. Назначаются средства, улучшающие нервную трофику. При наличии параличей показаны физиотерапевтические методы лечения, массаж, лечебная физкультура, иглотерапия.

Контрольные вопросы.

1. Перечислите наиболее часто встречаемые родовые травмы.

2. Как отличить родо­вую опухоль от кефалогематомы?

3. Какова тактика сестры?

4. Какие клинические проявления характерны для повреждения ЦНС?

5. Как обеспечить лечение и уход ребенку с повреждением ЦНС?

6. Назовите периоды в течении родовых травм. Прогноз заболевания.

7. Какие еще травмы встречаются у новорожденных?