Общие принципы, задачи и назначение земельной регистрации

 

Порядок государственной регистрации прав на земельные участки и связанную с ними недвижимость устанавливается законами о государственном земельном кадастре и о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрация права собственности и другие прав на недвижимость, в том числе на землю, определена ст. 131 Гражданского Кодекса. Согласно Кодексу регистрация осуществляется в едином государственном реестре учреждениями юстиции, пока отсутствующими в районах и некрупных городах. Этой же статьей предусмотрена специальная регистрация отдельных видов имущества. Такая специальная регистрация прав на землю осуществляется органами по земельным ресурсам и земле­устройству, т.е. соответствующими земельными комитетами. Землеустройство, установление границ земельных участков осуществляют организации системы Госгипрозема, которые и выдают соответствующие документы.

Задачи:

В результате активизировавшихся в последние годы процессов прива­тизации недвижимости и, естественно, связанно с ней земли, регистрация прав стала "составной частью управления территорией (регионом) и не может рассматриваться и функционировать изолированно".

Основные задачи формирования современной системы государствен­ной регистрации прав на недвижимое имущество (в том числе и землю), сделок с ним и необходимой информации (применительно к земельному кадастру - по |4.Ч)):

1) необходимость принятия единой системы координат при оформле­нии границ земельных участков, создания, развития, восстановления и охраны геодезических сетей населенных пунктов и регионов:

2) создание и обновление (поддержание на современном уровне) картографических планов и карт в масштабе 1:200000 • 1:500 на бумажных постелях и в электронном виде, создание на их основе кадастровых планов:

3) создание и ведение территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, их учет и пополнение;

4) определение места единой информационной системы о недвижимом имуществе в структуре соответствующей администрации; ее создание, ведение и взаимодействие с государственными земельным и градостроительным кадастрами, иными информационными системами и базами данных;

5) установление порядка государственной регистрации прав на недви­жимое имущество и сделок с ним, включая операции с недвижимостью на первичном и вторичном рынках и ее взаимодействия с единой системой Информации о недвижимом имуществе;

6) корректировка порядка инвентаризации земель, разработка и утверждение инструкции по межеванию земель;

7) разработке и утверждение на всех уровнях градостроительной и землеустроительной документации, необходимой для проведения операции с недвижимостью, проведения единой градостроительной, земельной и социально-экономической политики;

8) формирование цивилизованного первичного и вторичного рынков недвижимости, цивилизованного введения земли в рыночные отношения (продажа под застройку, выкуп Праве аренды), создание на их основе качественной среды обитания, страхование сделок, развитие ипотечною кредитования, введение земли в качестве долевого участия в инвестицион­ных программах и т.п.;

9) создание территориальных и региональных органов (систем) оценки недвижимости, в том числе в структуре органов исполнительной власти местного самоуправления, разработка методик оценки недвижимости. учитывающих территориальные и региональные особенности;

10) переход на активные формы Градостроительства, создание палат недвижимости н Проведение аукционов недвижимости, в том числе земель­ного, с обязательным определением инвестиционной привлекательности участков и объектов;

11) организация учебно-методических и производственных центров по созданию электронно-цифровых карт и планов, обучение и подготовка (переподготовка) специалистов, работающих в сфере управления недвижи­мостью, в том числе и земельной:

12) защита информационной системы о недвижимом имуществе и иных баз данных и кадастров от несанкционированного доступа.

При первичной регистрации устанавливается (присваивается) кадаст­ровый номер участка, представляющий собой не повторяющийся на терри­тории РФ своеобразный код, сохраняющийся, пока он существует, как единый зарегистрированный объект правомочия. В кадастровом номере учитывается код субъекта федерации, код района (города), а также номера кадастровой зоны, кадастрового массива, кадастрового квартала, номер первичного землепользования по регистрационному реестру или номер вторичного, но в составе первичного землепользования. В конечном итоге, регистрация является завершающим этапом необходимых действий по закреплению прав на землю. Методические указания о государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость утверждены Роскомземом в 1994г.