Задачи конструирования
ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Проектируемое оборудование должно дать следующие результаты:
—социальный,т.е. отвечать требованиям и психофизиологическим
возможностям людей, работающих на этом оборудовании;
—технический (технологический),т.е. соответствовать применяемой на предприятии технологии ТО и Р;
—экологический,т.е. оказывать как можно менее вредное влияние на людей и окружающую среду;
—коммерческий или экономический,т.е. уменьшить затраты на
производство ТО и Р автомобилей и эксплуатацию самого оборудования.
Кроме того, узлы, агрегаты и детали ТОБ должны быть максимально унифицированы и стандартизированы.
Унификациясостоит в многократном применении в конструкции одних и тех же элементов. Стандартизацияесть регламентирование конструкции и типоразмеров широко применяемых машиностроительных деталей, узлов и агрегатов.
Общие методы конструирования, рекомендуемые и применяемые к технологическому оборудованию:
— конструировать машины с расчетом на безремонтную эксплуатацию с полным устранением капитального ремонта и с заменой восстановительных ремонтов комплектацией машин сменными узлами;
— избегать выполнения трущихся поверхностей непосредственно на
корпусах деталей, для облегчения ремонта поверхности трения выполнять
наотдельных, легко заменяемых деталях;
— последовательно выдерживать принцип агрегативности, конструировать узлы в виде независимых агрегатов;
— исключать подбор и пригонку при сборке, обеспечивая полную
взаимозаменяемость деталей;
— предусматривать в конструкции фиксирующие элементы, обеспечивающие сборку без дополнительной выверки и регулировки;
— обеспечивать высокую прочность и жесткость деталей способами,
не требующими увеличения массы (ребра жесткости, рациональная форма,
упрочняющие обработки, снижение концентраторов напряжения и др.);
— по возможности вводить упругие элементы (связи) в узлы, воспринимающие ударные и динамические нагрузки;
— избегать открытых механизмов и передач (пыль, грязь, техника
безопасности);
— обеспечивать надежную страховку резьбовых соединений (внешних и внутренних);
— предупреждать коррозию деталей (лакокрасочные и гальванические покрытия, коррозионно-стойкие материалы);
— уменьшать стоимость изготовления путем придания конструкциям технологичности, унификации, стандартизации, уменьшения металлоемкости, сокращения числа типоразмеров;
— применять (заменять), где возможно, возвратно-поступательное движение на вращательное;
— придавать агрегату (машине) простые и гладкие формы, обеспечивающие уход за машиной и ее содержание с одновременным соблюдением требований технической эстетики;
— сосредотачивать органы контроля и управления в одном месте,
удобном для обзора и манипулирования;
— делать удобным и доступным для осмотра и обслуживания узлы и
механизмы;
— обеспечивать безопасность обсуживающего персонала (автоматизация операций, установка защитных ограждений, блокировка, страховка).