Цели обучения иностранным языкам на современном этапе

Представим себе, что у вас в квартире раздается телефонный звонок. Вас просят, не могли бы Вы позаниматься иностранным языком. Ваш первый вопрос будет: «Для чего нужен иностранный язык? С какой целью человек собирается его изучать?»

Цели обучения являются самой важной методической категорией. Отвечая на вопрос «Зачем учить», вы определяете весь последующий выбор. Неправильно сформулированные цели приводят к перекосам в обучении.

 

 

 

 

 

 

 

Основной целью обучения иностранному языку в Пороговом уровне (т.е. в школе) является формирование коммуникативной компетенции.

Понятие «компетенция» ввел Хомский в лингвистике – это знание сист. языка в отличие от владения им в реальных ситуациях общения (performance).

Потом появился метод термин «ком. компетенция» communicative competence – это способность осуществлять общение посредством языка, т.е. передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения.

КК «ком компетенция» - не явл. личностной х-кой человека, ее сформированность проявляется в практике общения.

По Шейлзу: компоненты КК:

1) лингвистическая К linguistic competence – знание словарн. ед и гр правил, кт преобразуют лек сед в осмысленные высказывания

2) sociolinguistic competence – способность выбирать и использовать адекватные яз формы и средства в завис от цели и ситуац. общения, от соц ролей участников ком-и.

Пример:

3) дискурсивная К – способность понимать виды ком высказываний, а также строить целостные связанные и логические высказывания разн функ-х стилей (статья, письмо, essay), предполагает выбор линг средств в завис от типа выск-я

4) стратегическая К (компенсаторная)– не\вербальные средства\стратегии, к кт прибегает чел в случае если ком-я не состоялась, напр: повторное прочтение фразы, переспрос непонятного, жесты, мимика.

5) социокультурная К – исп разл предметов, знаний культ особенностей носителей яз, их привычек, традиций, норм поведения, этикета, умений понимать и адекватно их использовать в процессе общения, оставаясь при этом носителем др культуры, форм-е предполагает интеграцию личности в сист мировой и нац культур.

6) социальная К – умение и желание взаимод-ть с др, уверенность в себе для осущ ком-и, умение помощь др др, поддержпть общение, поставить себя на его место и и способность справиться с ситуациями, кт возникают в процессе непонимания партнеров.

 

Это совет Европы, а как же отечественная методика.

Липецкая школа Е.И. Пассова, являющаяся ведущей в вопросах коммуникативного преподавания языка выделяет