Понятие языка.

Методика обучения иностранному языку как наука.

Лекция. 1

Язык, которым владеет человек, может быть

· родным

· иностранным

Родной язык - система звуковых и словарно-грамматических средств, которые человек, как правило, усваивает с детства в процессе своего биологического и социального развития и которым пользуются для общения все другие члены социума, окружающего человека или их большинство. Множество иных носителей языка, с которыми общается человек, образуют языковую среду, в которой естественным образом происходит обучение родному языку. Родной язык обычно используется человеком всю жизнь для повседневного общения в привычной языковой среде, на родном языке человек думает.

 

Все остальные языки для человека являются иностранными.

Данные языки:

· по звукам, их произношению, интонации, словарному запасу, грамматике отличаются от родного языка;

· не распространены в конкретной языковой среде;

· по вышеуказанным причинам непонятны и не могут быть использованы как средство общения в данной языковой среде;

· могут быть использованы для общения только после их специального изучения;

· редко могут быть освоены в совершенстве вне той языковой среды, где иностранные языки являются родными для большинства членов социума.

 

Как правило, у человека, только один родной язык, чаще всего это язык, которым пользуются родители. Из этого правила могут быть исключения. Встречаются случаи, когда человек пользуется двумя или несколькими языками как родными. Такие люди называются билингвами или полилингвами. Данная ситуация возникает в силу следующих обстоятельств:

· отец и мать принадлежат к разными национальностям, каждый из них пользуется своим языком как родным, и оба языка воспринимаются ребенком как родные;

· человек формируется в рамках локальной языковой среды, которая, в свою очередь, включена в состав более крупной языковой среды;

· человек вырос в местности языкового симбиоза – сосуществования двух или более языков

· человек изначально пользовался одним языком в качестве родного, но в силу разных обстоятельств (например, эмиграция, длительное проживание в другой стране) овладел иностранным языком как родным и постоянно пользуется новым языком.

 

Особенностью случаев билингвизма (полилингвизма) является то, что человек естественным образом (преимущественно через постоянный контакт с разными языковыми средами) овладевает двумя или несколькими языками как родными.

 

Процесс целенаправленного и систематического овладения ИЯ называется изучением ИЯ. Однако не все усилия и время, потраченные на изучение ИЯ приводят к результату – владению ИЯ, умению свободно понимать ИЯ и использовать его как средство общения. Чаще всего это происходит потому, что процесс обучения ИЯ построен неправильно, неэффективно, с нарушением выработанной специалистами методики.