Новые задачи РСЧС
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 № 91-ФЗ)
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 № 91-ФЗ)
организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 № 91-ФЗ)
Сл 23
На сегодняшний день структура РСЧС имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый и включает две подсистемы – территориальную и функциональную.
Сл 24
Территориальная подсистема РСЧС состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению субъектов Федерации, и предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов.
Сл 25
Функциональная подсистема РСЧС состоит из организационных структур, создаваемых федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по ЗНиТ от ЧС в сфере их деятельности, и порученных им отраслей экономики.
Так как одной из основных задач РСЧС является организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС рассмотрим совокупность мероприятий при ЧС.
Сл 26
Мероприятие – это совокупность действии, имеющих целью осуществление чего-нибудь. В данном случае речь идет о совокупности действий, имеющих целью защиты населения в ЧС. Действие или система действии, применяемых при осуществлении чего-нибудь, называют способом. В данном случае можно говорить о способах как действиях, применяемых при осуществлении защиты населения в ЧС.
Сл 27
Таким образом, действия, направленные на защиту населения в ЧС, можно назвать и мероприятиями, и способами. По устоявшей традиции наиболее эффективные действия по защите населения в ЧС называют способами защиты. Другие действия, призванные снизить потери населения и угрозу его жизни и здоровью от поражающих факторов источников ЧС, называют комплексом мероприятий по защите населения в ЧС.
Сл 28
Какие мероприятия или действия по защите населения в ЧС можно отнести к наиболее эффективным и назвать способами защиты? Из определения защиты населения можно сделать вывод, что к таким мероприятиям следует отнести в первую очередь те, которые предотвращают или предельно снижают потери населения или угрозу его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС.
Сл 29
Исходя из этого положения, к основным способам защиты персонала объектов экономики и населения следует отнести:
- укрытие в защитных сооружениях
- рассредоточение и эвакуацию
- использование СИЗ
Применятся все три способа защиты могут при угрозе ЧС, в период ее развития и после возникновения.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
!