Концентрация компаний

Первоначально законодательство ЕС не ставило своей целью борьбу с укрупнением бизнеса, что было связано с послевоенной разрухой. Договор ЕОУС предусматривал необходимость борьбы с концентрацией. Однако уже следующий договор о ЕЭС таких норм не содержал. Контроль за концентрацией опускался на национальный уровень. Впервые, отношение к нему изменилось в деле Continental Can.

В 1973 г. Комиссия обратилась в Совет с предложением о принятии Регламента о концентрации. Регламент принимался до 1989 г., т.к. государства-члены не хотели отдавать свои полномочия и противодействовали принятию. Первый Регламент действовал менее 10 лет и был заменен Регламентом от 30.06.1997 г. В 2004 г., в связи с расширением ЕС, был принят ныне действующий Регламент от 20.01.2004 г. по концентрации.

Принципы Регламента:

Распределяется сфера компетенции органов ЕС по концентрации – для того, чтобы попасть в сферу Регламент концентрация должна иметь европейскую значимость. Она достигнуть, если концентрация достигает определенного размера на двух уровнях: мировом и европейском. Если концентрация достигла европейской значимости, то ей занимается ЕС, если нет – то национальные органы.

Понятие концентрации в Регламенте:

- это слияние компаний

- это приобретение контроля над компанией. Способы приобретения контроля: приобретение акций или долей, собственности компании, единое руководство. Критерием служит определяющее влияние на компанию. Возможен коллективный контроль, т.е. объединение компаний с целью контроля.

Критерий европейской значимости в Регламенте:

1. Объем делового оборота (ОДО) компаний, реализованный на мировом рынке, превышает 5 млрд. евро и при этом ОДО, осуществляемый самостоятельно в ЕС, как минимум, двумя концентрированными компаниями превышает 250 млн. евро. При этом европейской значимости нет, если каждая компания реализует более 2/3 ОДО в ЕС внутри одного и того же государства.

или

2. ОДО на мировом уровне всех компаний превышает 2,5 млрд. евро, но при этом ОДО, реализуемый в каждом из не менее чем 3 государств всеми компаниями должен превышать 100 млн. евро. При этом в каждом из не менее чем трех государств ОДО, осуществляемый самостоятельно, как минимум, двумя компаниями должен превышать 25 млн. евро. При этом ОДО, осуществленный самостоятельно, должен превышать 100 млн. евро. При этом европейской значимости нет, если каждая компания реализует более 2/3 своего ОДО внутри каждого государства.

 

В сферу действия Регламент входят совместные предприятия (СП). При этом возникает вопрос о разграничении действия Регламента и ст.101 ДоФ, т.к. СП может создаваться с целью координации деятельности компаний – учредителей на рынке. Если такая координация присутствует в рамках СП, то такое СП должно отойти в сферу ст.101 ДоФ. Для обоих случаев СП может быть образована следующими способами: создание дочки, приобретение уже существующего предприятия, осуществление совместных инвестиций в имеющиеся компании, совместная скупка акций компаний.

Признак разграничения со ст.101 ДоФ – выяснить, является ли согласие компаний-учредителей обязательным для принятия решения о хозяйственной деятельности или конкурентной стратегии СП. Юридическая форма не имеет значения. Чтобы попасть в сферу Регламента СП должно иметь коммерческую автономию. Речь не может идти об СП-дилере, которое управляет интеллектуальной собственностью учредителя. Коммерческую автономию не путаем с правовой зависимостью, но при этом учитываем и юридический аспект. Критерий это орган, определяющий коммерческую политику компании. Если это делают акционеры, то это сотрудничество. Если это делает менеджер, то это концентрация. Периодически Комиссия публикует сообщения, посвященные проблеме разграничения (Сообщение 1990 г. С-203).

Если компании передают СП не все виды деятельности, а только часть функций (например, только продажа, а производство сохраняет за собой), то важно, чтобы функционирование СП не приводило бы к координации конкурентного поведения учредителей в максимальных сферах, которые не были переданы СП, не подверглись концентрации. Если головная компания продолжает действовать на том же рынке, что и СП (например, продолжает и производить, и продавать), то можно говорить о координации конкурентного поведения между головной компанией и СП. Изучается возможность головной компании забрать у собственного СП часть рынка. Доказательством наличия конкурентной связи является обязательство по неконкуренции – головная компания не конкурирует с СП. Если такое обязательство есть, то это доказательство отсутствия координации поведения в рамках СП. Тогда это концентрация и действует Регламент.

Концентрация, имеющая европейскую значимость, должна быть нотифицирована в Комиссии. Существуют процедурные Регламенты, посвященные нотификации. Там расписывается порядок нотификации. В результате, Комиссия принимает одно их трех возможных решений:

1. Комиссия констатирует, что концентрация не достигла европейской значимости.

2. Концентрация объявлена допустимой.

3. Концентрация объявлена недопустимой.

Критерии допустимости:

- определяется товарный рынок.

- идет оценка по объективным и субъективным критериям:

А. Объективный критерий – процент рынка под контролем концентрации (до 25% общего рынка).

Б. Субъективный критерий – даже если порог превышен, концентрация может быть допустимой при учете субъективных факторов (особенности рынка, наличие реальных или потенциальных конкурентов, наличие на рынке альтернативных товаров, наличие барьеров входа на рынок, горизонтальный или вертикальный характер концентрации).

Комиссия публикует Сообщения о влиянии концентрации на конкуренцию (Сообщение 1990 г.).