Спрос на товары и услуги.

Тема 6 Взаимодействие спроса и предложения

1. Спрос на товары и услуги.

2. Предложение товаров и услуг.

3. Равновесная цена. Четыре правила спроса и предложения.

4. Эластичность спрос и предложения.

Пусть на рынке действуют производители товаров и услуг и их потребители.

Количество товара, на который предъявлен спрос – тот объем конкретного товара, который отдельный покупатель, какая-то группа потребителей или общество в целом желают и могут приобрести в определенный промежуток времени.

Функция спроса отражает обратную зависимость величины спроса на благо от цены

QD=f(P),

 

где, QD – величина спроса на благо ; Р – цена этого блага.

Кривая спроса показывает, по каким ценам в течение выбранного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести различное количество товара.

Q
Р
QD
А
В
Изменение величины спроса
Изменение спроса
QD1

 


Зависимость объема спроса от цены обратная и фиксируется законном спроса: чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявлен спрос. Кривая спроса представлена кривой с отрицательным наклоном.

Обратная зависимость динамики спроса от цены определяется тремя причинами.:

1. Снижение цены приводит к увеличению покупателей

2. Снижение цены расширяет покупательский спрос потребителей, что позволяет больше приобретать подешевевшего товара – «эффект дохода».

3. Подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который был бы направлен на приобретение другого товара – «эффект замещения».

Существует исключение из закона спроса, связанное с товаром Гиффена. Суть феномена в том, что при определенных обстоятельствах величина спроса растет при росте цены. Появление товаров Гиффена на практике свидетельствует о социальном неблагополучии и снижении жизненного уровня отдельных слоев общества.

Под воздействием изменения цены, происходит изменение величины спроса (движение вдоль кривой)

Неценовые факторы изменяют весь спрос и кривая D смещается: при увеличении спроса – вправо, при уменьшении – влево.

Неценовые факторы, смещающие кривую спроса: