Барьеры входа на региональный рынок и выхода из него
Под барьерами входа на региональный рынок понимаются факторы и обстоятельства, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный рынок, и функционировать на равных условиях с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.
Барьеры выхода – факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данных хозяйственных субъектов деятельности на рынке без значительных экономических потерь.
Барьеры выхода связаны со сложными данными деятельности: ликвидность видов производства; возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и связанность.
Барьеры делятся на группы: экзогенного и эндогенного характера.
Барьеры экзогенного характера – обусловлены особенностями рынка.
Включают:
1. Ограниченная емкость регионального рынка;
2. Высокие капитальные затраты;
3. Неравенство страховых условий на рынке;
4. Разные стартовые условия;
5. Ограниченный доступ новых производителей к относительно более дешевым и удобным сырьевым источникам;
6. Технологическое производство действующих хозяйствующих субъектов перед потенциальными конкурентами;
7. Эффективность масштаба производства;
8. Вертикальные и горизонтальные связи действующих на рынке субъектов;
9. Административные ограничения;
10. Экономические и организационные ограничения.
Барьеры эндогенного характера – обусловлены деятельностью действующих на рынке фирм.
Включают:
1. Экономические меры (изменение цен);
2. Наличие резервных производительных мощностей уже действующих на рынке компаний;
3. Затраты на продвижение продукции на рынок;
4. Лицензии, патенты, авторские права;
5. Контроль над стратегическими ресурсами.
Рыночная инфраструктура – это совокупность объектов, обеспечивающих материальные, финансовые и информационные связи между субъектами рынка.
Рыночная инфраструктура региона – это сложная организационно экономическая система основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально технологического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, функционирующие в социально-экономической среде региона.
Классификация:
1. По функциональному признаку выделяются:
– торгово-посредственная инфраструктура;
– финансово-кредитная инфраструктура;
– экономически-информационная;
– экономически-правовая;
– внешнеэкономическая;
2. По признаку обслуживания рынков
– общерыночная, универсального характера
–обслуживающая несколько рынков;
– обслуживающая отдельные рынки.
3. По пространственном признаку:
– международная;
– национальная;
– межрегиональная;
– региональная;
– городская и районная.
4. По формам собственности:
– частная, корпоративная, государственная;
– находящиеся в собственности общественные организации;
– принадлежащий иностранным собственникам.
Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры – система материально технических объектов, определяющих функционирование региональных рынков.
Экономический потенциал рыночной инфраструктуры включает: складские помещения, хранилища, торговые площади, оборудование, специальный транспорт, почтовые терминалы, средства обработки коммерческой операции.
6. Цель анализа социально-экономического развития региона: выявление диспропорции и не использованных возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегий социально-экономического развития региона.
Структуру анализа социально-экономического региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения) уровня потребления в фактических ценах, уровня производительности труда (ВРП на 1 занятого).