Древний Китай

Китай - это многонациональная страна с древнейшей культурой. Она имеет свою многовековую историю и блестящие традиции в культуре, в том числе и музыкальной.

Роль китайской культуры для народов Азии можно сравнить с ролью античной Греции для народов Европы. Китайская техника, искусство, литература, философия служили образцом для Японии, Кореи, Вьетнама, Монголии. Китайская письменность служила вплоть до наших дней науке, дипломатии, литературе всей Восточной Азии. Оказала влияние на соседние народы и китайская традиционная музыка.

Более, чем какая-либо древняя культура, китайская характеризуется культурным единством, своеобразием и замкнутостью. Сформировавшись в Древнем Китае она почти без изменений просуществовала вплоть до XVII в. н.э.

Господствовавший в течение трех тысячелетий феодальный строй замедлил экономическое, политическое и культурное развитие китайского народа, поэтому традиционные черты культуры и искусства Китая вплоть до середины XIX века сохраняли своеобразие и особенности, свойственные древнейшему периоду китайской культуры. Это важное обстоятельство позволяет нам установить особенности музыки Древнего Китая и на основании народных песен, записанных в сравнительно недалеком прошлом.

О китайской народной музыке можно сказать, что она сохранила свою самобытность с глубокой древности вплоть до наших дней, обогатившись в период средневековья народными традициями китайского музыкального театра. Первые упоминания о китайской музыке встречаются в легендах и мифах, документальные свидетельства относятся к XVI-XI вв. до н.э. В китайской музыке была принята система люй-люй (буквально «строй», «мера»), в основе которой лежали двенадцать звуков. Каждый имел магический смысл: нечётные звуки воплощали светлые, активные силы Неба, чётные - тёмные, пассивные силы Земли. Все вместе они выражали смену месяцев в году и часов в сутках.

Считалось, что с помощью музыки можно вызывать дождь, воздействовать на рост растений, а нарушение веками установленной музыкальной традиции способно привести к различным бедствиям. Не случайно в текстах XI-VI вв. до н.э. слово «юэ» («музыка») обозначало также и более широкое понятие - «искусство» (включающее поэзию, танец, живопись, архитектуру и даже сервировку стола).

В процессе длительного развития постепенно сформировалось пять основных видов традиционной китайской музыки: песни; танцевальная музыка; музыка песенных сказов; музыка местных опер; инструментальная музыка. Все они продолжают жить в современной китайской музыкальной культуре, постепенно завоевывая мировую известность и популярность.

Китайская культура характеризуется культурным единством, своеобразием и замкнутостью. Она почти без изменений просуществовавшей вплоть до XVII в. н.э. и это позволяет нам, в частности, установить особенности музыки Древнего Китая. Самые древние музыкальные инструменты, найденные на территории Китая, датируются радиоуглеродным методом 5-4 тысячелетиями до н.э. Это разного рода свистульки и костяные дудочки. При археологических раскопках были обнаружены относящиеся к этому времени шаровидные глиняные окарины (сюнь), литофоны (цин), бронзовые колокола (чжун) и другие музыкальные инструменты.

Музыка играла большую роль в жизни древних китайцев. В процессе длительного развития постепенно сформировалось пять основных видов традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка.

Археологические раскопки показали, что доисторические музыкальные инструменты первоначально изготавливались из костей, глины и камня. Бамбук, дерево и шкуры, возможно, также использовались в этих целях, однако крайне маловероятно, чтобы инструменты, сделанные из таких недолговечных материалов, сохранились до наших дней. Доисторические музыкальные инструменты, которые можно увидеть сегодня, включают духовые инструменты, такие как костяные флейты и свистульки, глиняная окарина сюнь, глиняные рожки, а также ударные инструменты, включающие глиняные погремушки и барабаны, каменные цины (древний ударный инструмент в виде изогнутой углом пластины из нефрита или камня.), керамические колокола и колокольчики. Совершенно очевидно, что большая часть этих предметов была изготовлена специально для исполнения музыки и таким образом может считаться музыкальными инструментами в подлинном смысле этого слова.

Необычный музыкальный инструмент наподобие погремушки археологи обнаружили на стоянке древнего человека в провинции Ганьсу. Он представляет собой овальный полый сосуд с полированной поверхностью, покрытый с одной стороны резьбой в виде пересекающихся крест-накрест линий. Наполненный внутри твердыми шариками, он издает шуршащий звук при встряхивании.

Таосянци (керамическая погремушка), найденная при раскопках в провинции Ганьсу. Возраст этой находки составляет 6000 - 7000 лет, она относится к периоду культуры Яншао (5000 - 4000 лет до н.э.). Подобные глиняные погремушки были обнаружены в Китае во время раскопок целого ряда неолитических стоянок. Большинство из них имеют шаровидную форму, но некоторые выполнены в виде коробочек, дисков или фигурок зверей. Одна из разновидностей погремушек, известная под названием «звучащий кувшин», напоминает сосуд для воды, имеющий двойные стенки, пространство между которыми заполнено глиняными шариками. Музыкальные археологи относят ее к разряду глиняных погремушек. Их отличительной особенностью является полый корпус с отверстиями и выгравированными в виде геометрических фигур рисунками, который содержит внутри глиняные шарики или камушки, издающие шум при встряхивании. Поскольку производимый найденными погремушками звук не очень громок, полагают, что они служили украшением древних людей во время танца, подобно декоративным колокольчикам.

Некоторое количество глиняных погремушек было обнаружено при раскопках древних детских захоронений, это дает основание предполагать, что они могли служить детям игрушками. Действительно, на заре человеческой цивилизации не обязательно было четкое разграничение между игрушками и музыкальными инструментами. Даже сегодня в детских руках часто можно видеть в качестве игрушек некоторые музыкальные инструменты, например, такие как няо сюнь (окарина в форме птицы) и таогу (погремушка в форме барабана). Не зависимо от того, была ли древняя керамическая погремушка украшением танцоров или детской игрушкой, несомненно, что ее функцией было производить звуки для развлечения. Поэтому музыковеды рассматривают ее как первобытный музыкальный инструмент.

Глиняный сюнь (окарина) был распространенным духовым музыкальным инструментом, впервые появившимся в Китае в эпоху неолита. Он обычно изготавливался из обожженной глины. Самый древний обнаруженный на настоящее время керамический сюнь был найден при раскопках стоянки, относящейся к культуре Хэмуду, в провинции Чжэцзян. У него только одно отверстие для звука, а его возраст составляет 7000 лет. Сюнь сохранился до наших дней с эпохи неолита. Самые древние экземпляры, как правило, имеют форму яйца, но было также найдено несколько сюней другой формы, в частности рыбы. Более поздние находки включает многочисленные экземпляры в форме человеческой головы или животных. На стоянке древнего человека Хошаогоу в Юймэнь (провинция Ганьсу) были найдены более 20 сюней в форме рыб различных размеров.

Эти искусно оформленные предметы сделаны из крашенной и простой керамики. Им придана форма плоской круглой рыбы с полым эллипсовидным телом и вдувным отверстием в том месте, где у рыбы находится рот. Благодаря трем тоновым отверстиям этот инструмент позволяет выдувать мелодии.

Медные духовые инструменты занимают заметное место среди главных видов музыкальных инструментов. Их самым древним предком является рог животного, получивший признание человека благодаря своему громкому трубному звучанию. Слышимый на большом расстоянии, он стал высокоэффективным инструментом на охоте и был широко распространен среди некоторых охотничьих племен, которые начали изготавливать его из обожженной глины. Это привело к появлению керамического рога таоцзяо, которое стало отражением достижения определенного уровня в изготовлении рогов как музыкальных инструментов.

Таоцзяо (керамический рог) из Линъянхэ, уезд Цзюйсянь, провинция Шаньдун. Очевидно, что самые древние музыкальные рога были результатом подражания природе - рогам животных. Керамический рог, найденный при раскопках в Линъянхэ (уезд Цзюйсянь, провинция Шаньдун), напоминает рог домашнего быка. Сделанный вручную из глины, он издает звучные, но довольно хриплые, ухающие звуки.

Согласно преданиям, Желтый император (Хуан-ди), легендарный предок китайцев, пошел войной на Чи Ю, который обладал магической способностью летать. Желтый император сделал большой волшебный барабан и использовал в качестве барабанных палочек кости духа грома, его громоподобные удары можно было слышать за сотни верст. В результате Чи Ю оглох и не смог подняться в воздух, был пойман и взят в плен, а Желтый император одержал полную победу.

Таогу (керамический барабан) из уезда Юндэн, провинция Ганьсу.

Барабан - один из древнейших музыкальных инструментов человечества, который был широко распространен не только в Китае, но и, возможно, среди многих доисторических народов мира. Древние китайские документы, относящиеся к временам 2000-летней давности, содержат описания десятков различных видов барабанов. Китайские археологи нашли множество типов доисторических барабанов, среди которых керамические и деревянные барабаны встречаются наиболее часто. В связи с недолговечностью изделий из дерева керамические барабаны составляют большинство из дошедших до нас образцов этого музыкального инструмента. Керамические барабаны, сделанные из обожженной глины, известные также под названием тугу (глиняные барабаны), впервые были найдены на неолитических стоянках в провинциях Ганьсу, Цинхай, Хэнань и Шаньдун.

В 1985 году в уезде Юндэн провинции Ганьсу был найден комплект из девяти барабанов трех размеров и форм. Каждый раскрашенный барабан из этого комплекта состоит из трех частей: головной части («большая головка») в виде большой воронки с шишечками по внешней стороне обода, корпуса в форме трубы и маленького цилиндрического днища («малая головка»). Барабаны имеют гладкую поверхность, на которую черной и красной краской нанесен узор. Полагают, что мембрана барабана изготавливалась из сырой кожи, которая обтягивалась на обод барабана и привязывалась к расположенным по его периметру шишечкам. Когда шкура высыхала и натягивалась, барабан издавал при ударах глухие звуки. К двум кольцам на корпусе барабана привязывался ремень, с помощью которого барабан подвешивался на талию исполнителя, в значительной степени подобно современным поясным барабанам. Поочередные удары по головной части барабана и по днищу порождали низкие и высокие звуки, создавая возбуждающий эффект.

Уянская костяная флейта является одним из наиболее важных открытий китайской музыкальной археологии. Флейты этого типа, как правило, изготовленные из кости крыла большой птицы, представляют собой продольные или поперечные духовые инструменты с пальцевыми отверстиями. В течение 1986 и 1987 годов на неолитической стоянке Цзяху в уезде Уян провинции Хэнань китайские археологи нашли при раскопках 25 костяных флейт, возраст которых оценивается в 7800 - 9000 лет. Эти флейты желто-коричневого цвета и довольно единообразны по конструкции. Большинство из них имеют семь пальцевых отверстий, позволяющие извлекать мелодии современного семиступенного звукоряда. Эти костяные флейты являются не только наиболее древним музыкальным инструментом, обнаруженным в Китае на настоящий день, но и наиболее ранним китайским мелодическим инструментом. Всестороннее изучение уянских костяных флейт может приоткрыть еще одну страницу в истории древнекитайской музыки и культуры. Эти памятники материальной культуры демонстрируют миру, что предки китайского народа, жившие в бассейне реки Хуанхэ в период раннего неолита, уже использовали семиступенный звукоряд и обладали высоко развитой доисторической музыкальной культурой, которая находилась в авангарде музыкального развития человечества.

Древнейший памятник китайского песенного искусства - «Книга песен» («Шицзин») - составлена была не позже 7-5 вв. до н.э. В ней собрано 305 лирических стихов-песен северных областей страны - бассейна реки Хуанхэ. Многие песни возникли за долго до того, в 12-5 столетиях. Лишь некоторые напевы «Шицзин» сохранились.

В течение своей истории китайский народ сложил множество напевов - трудовых, бытовых, обрядовых, лирических, исторических, сказочных и других жанров. Сформировавшийся в древности, этот фольклор пережил века и, вероятно, сохранил основные черты вплоть до наших дней.

Для китайской народной песни характерен гилозоизмом, лежащий в основе культуры и мировоззрения китайцев, выражающийся в видении природы как живого организма. Человек в этой культурной системе стремится к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.

Характерные черты древнекитайской народной музыки - богатство и своеобразие мелодики; быстрые переходы из высокого регистра в низкий и наоборот; использование фальцета; своеобразный метро-ритм; продуманная, применяемая с большим мастерством структура: девятитактовое строение периода, вариантное повторение мелодии, дальнейшее развитие первоначального мелодического образа в заключительной фразе.

Одной из важных особенностей китайской музыки - неразделимое единство поэтического текста и музыки, а также связь музыки с жестом и пляской, взаимосвязь вокальной музыки с фонетикой народной речи.

Своеобразно и сочетание вокальной музыки с инструментальной. Инструменты либо создают шумовой фон, либо следуют за вокальной мелодией, либо создают своего рода «заставку» или «концовку» для вокальной мелодии.

Своеобразие китайской музыки проявляется и в использовании разнообразных музыкальных инструментов, выполненных из разнообразных природных материалов. Китайские музыкальные инструменты охватывают все группы и подгруппы инструментов в современной их классификации.

В период средневековья происходит дальнейшее развитие китайской музыкальной культуры на основе народной песенной и танцевальной музыки. Возникают первые ростки музыкально-театрального искусства.

XII и XIII века ознаменованы зарождением китайской «оперы», классического китайского театра, сохранившего свои основные эстетические принципы до наших дней.

Китайский театр был в полном смысле народным. У большинства традиционных спектаклей неизвестен был композитор. Обычно он попросту отсутствовал, так как спектакль создавался целым коллективом музыкантов-исполнителей и актеров.

Музыкальная сторона классического театра отличается неразрывным единством звука, слова и танца. Круг образов, настроений, приемов актерской игры характеризуется определенным типом мелодики, ритмики, составом оркестра, оживляющих действие. Особенно велика была роль ударных инструментов, которые призваны усиливать сценическую игру и выразительность движения актеров, концентрировать на этом внимание зрителей.

Мелодика старинного музыкального театра восходит в своих истоках к народной песне. Большую роль в развитии реалистического музыкального театра сыграл жанр «янгэ», зародившийся в далекие времена как массовое народное действо, связанное с земледельческим трудом. Постепенно эта распространенная в быту форма музыкально-театрализованных действий закрепила своеобразные традиции народного музыкально-театрального представления.

Лютня, флейта, цитра (цисяньцинь) - постоянные спутники поэтов, выразители их сокровенных дум и лирических излияний.