Усиление Московского княжества в начале и середине 14 века

Еще одна группа специфических средств формирования городской среды — про­изведения монументального и декоративного искусства. К ним относится систе­ма произведений скульптуры, живописи, пластики, приемов и форм, взятых из арсенала средств изобразительного искусства для формирования визуальных качеств и композиций среды.

К числу малых форм традиционно относятся ограды, балюстрады, подпорные стенки и лестницы, фонтаны, бассейны, фонари, скамьи, урны, цветочные вазы, навесы, перголы, киоски, беседки и другие элементы среды, которые обычно со­ставляют часть любого средового ансамбля и проектируются с учетом его архи­тектурной структуры и стилистики

В обширной гамме средств городского дизайна особняком стоит так называемый ландшафтный дизайн — формирование пространственных условий и наполне­ния средовых ситуаций с помощью элементов естественной природы, который ведет свое происхождение от традиционного садово-паркового искусства и тесно переплетается по назначению и приемам с ландшафтной архитектурой, отличаясь от нее ориентацией на комплексное (включая технологическое оснащение) сре-довое проектирование.

Таким образом критерием завершенности облика среды выступает не длитель­ность ее существования, а соответствие по масштабу и насыщенности деталей, четкости восприятия композиции комплексу потребностей пользующихся в дан­ный момент этой средой людей.

Дисперсные системы — самая сложная форма городских пространств, им свойственны особенности и специфические задачи проектирования и локаль­ных, и линейных образований. Но они обладают комплексом своих проблем, и первая из них — необходимость соединения отдельных зрительно изолиро­ванных площадок в художественное целое.

Линейные разновидности, составленные цепочкой локальных ячеек, имеют две особенности: направленность строения, ярко выраженное движение пространст­ва к замыкающим его перспективам и необходимость в ряде случаев удержать внимание зрителя на его конкретных точках или отрезках

Такой же универсальностью обладают и последние группы физически участвую­щих в формировании городского интерьера средств — объектов благоустрой­ства .(мощений, подпорных стенок, оград, лестниц и т.п.) и ландшафтных эле­ментов — газонов, цветников, высокой и низкой зелени.

Основными средствами формирования городского интерьера считаются различ­ные архитектурные объемы и массы — здания и сооружения. Они физически вычленяют пространство интерьера, а сочетание их силуэтов, чередование с раз­рывами задают первичное эмоционально-художественное впечатление от него.

Фон — основная масса образующих средовое произведение поверхностей, соз­дающая в целом некое усредненное представление о его объемах, колорите, ма­териале. Эти элементы составляют окружение более ярких, выделяющихся компо­нентов композиции — акцентов и доминант.

Доминанты — господствующие в данном ансамбле компоненты, контрастно отли­чающиеся от своего окружения рядом параметров — размерами, формой, цветом и т.д.

Акценты — части композиции или их элементы, выделенные из общего ряда де­талей объекта за счет особого решения их отдельных изобразительных характе­ристик. Художественная самостоятельность акцентов не столь значительна, чтобы оторвать их от окружения, но достаточна, чтобы подчеркнуть или организовать его строение. Как правило, акценты в средовой композиции не одиночны, а об­разуют собственную геометрическую систему — либо независимую от структуры базового пространства, либо поддерживающую его доминирующее начало.

Оси композиции — условные линии, обозначающие в структуре среды принципы взаимодействия, сочетания ее объемов и пространств. Они могут быть про­странственные ("русла" магистралей или улиц, направление взгляда в "бассейне восприятия" среды) и объемные — соединяющие "центры тяжести" акцентно-до-минантных сооружений и элементов, но в любом случае они концентрируют на­правление основных эстетических "напряжений" в ансамбле, ориентируют внима­ние зрителя.

Как и пространственное целое, художественная структура городского интерьера во многом зависит от объективных предпосылок проектирования, но содержит го­раздо больше возможностей для творческих поисков — за счет целенаправлен­ной трансформации более или менее случайной комбинации пространств перво­начального решения в осознанную художественную систему. Композиция архи­тектурного произведения не обязательно адекватна пространственной основе.

Это — новая система, преследующая не утилитарные, а художественные цели, ко­торая в соответствии со своими задачами организует данное пространство. Она как бы навязывает свои декоративные построения эстетически "непроявленному" изначально объему, внося в него новые, необходимые для архитектурно-худо­жественного восприятия элементы, уточняя масштаб сооружения, деформируя — если это нужно — существующие формы и объекты.

Профессионально задуманная композиционная структура городского интерьера сосредоточит внимание зрителя на его самых выгодных частях, укажет те из них, которые в дальнейшем потребуют специального внимания и доработки. Другими словами, художественные возможности первых двух подсистем окончательно реа­лизует третья подсистема сочетание архитектурно-дизайнерских тем, опре­деляющих облик городского интерьера.

Тема архитектурного или дизайнерского решения — независимо от того, имеет она тектоническую или орнаментальную основу — есть композиционно осмыс­ленная комбинация функциональных и декоративных форм и средств, создающих в целом устойчивый зрительный образ данного произведения или его части. При­меры архитектурных тем — разнообразные ордерные построения, аркады, стена с ритмом поясов или проемов, складки, купола. Свои темы имеют инженерные со­оружения города — эстакады, водонапорные башни; элементы городского дизай­на (городские часы, фонари, визуальные коммуникации и т.д.), включения при­родного ландшафта.

Собственную изобразительную тему имеют и заполняющие пространство интерье­ра "малые формы". Они могут нести различную смысловую и функциональную нагрузку: от элементов, членящих пространство, акцентирующих его отдельные части, до устройств многофункциональных, работающих и как архитектурные ак­центы, и как ядра организации различных форм деятельности — ожидания, от­дыха и т.д.

Основное содержание работ на уровне третьей подсистемы состоит не столько в самоцельном создании оригинальных предложений для каждого ограждения, каждого фрагмента планшета, каждой формы благоустройства, сколько в созда­нии взаимоувязанной системы таких предложений. Имеющей, как и всякая эсте­тическая система, главные структурные элементы — доминантные темы, которые своей содержательностью "держат" целое, и темы второго плана, зависящие от первых.

Видимо, изобрази­тельная подсистема может либо непосредственно развивать положения предыду­щей — общей композиционной структуры, либо дополнять их по законам контрас­та. И обе должны составлять для зрителя нерасторжимое художественное един­ство, как бы наложенную на пространственные формы систему акцентов и доми­нант, воплощенных в соответствующих общему замыслу архитектурных темах

Наличие в художественной структуре городских интерьеров этих трех относитель­но самостоятельных подсистем позволяет на каждом последующем уровне проек­тирования улучшать, корректировать те особенности архитектуры, которые по ка­ким либо причинам невозможно было должным образом решить ранее. Особенно важно при этом полностью использовать возможности третьей, самой свободной и независимой из подсистем, которая своими средствами воссоздает в зритель­ных образах положения первых двух. "Искать хороших отношений по плану и разрезам площади нужно всегда, однако на этом нельзя останавливаться... Необ­ходимо работать над ансамблем в целом, расценивая его как синтетическую ар­хитектурную задачу, в которой частности вытекают из целого, а в известных слу­чаях — могут принимать на себя и ведущую роль"

4. АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ ( ИХ ОСОБЕННОСТИ)

Материализует задуманные в композиционной структуре темы конкретная прори­совка тех объемно-планировочных и дизайнерских форм и элементов, которые должны образовать городское пространство — средства формирования средово-го объекта или системы. Для удобства работы все их разнообразие можно разде­лить на несколько групп, отличающихся функцией и происхождением.

Важную роль играют разнообразнейшие плоскостные сооружения: функциональ­ные площадки, дороги, проезды и другие планировочные элементы. В конструи­ровании городского пространства они задают его плановые габариты, конфигура­цию. В конечном счете именно плоскостные объекты — и это составляет особен­ность городского интерьера — осуществляют градостроительные функции, созда­ют основу его архитектурных построений.

Традиционным и чрезвычайно эффективным средством являются детали архи­тектурных масс: разного рода членения, пластические деформации, устройство проемов, использование разных фактур, материалов, цветовых соотношений и т.д. Эти элементы формообразования иногда имеют декоративный, "накладной" характер, иногда вытекают из конструктивных или функциональных особенностей данного сооружения, но в конечном счете именно они являются носителем масш­таба и ритмических построений, выявляющих идеи организации пространства.

Произведения монументально-декоративного искусства могут оказаться1 формо­образующим началом городского пространства (разного рода монументы, декора­тивные объемы и т.п.)

Специфичен для открытых пространств особый вид заполнения — люди и транс­портные средства, создающие особенно мощное впечатление при больших скоп­лениях. Для некоторых разновидностей городского интерьера — площадей со­браний, напряженных магистралей — вид толпы или потока машин составляет один из важнейших зрительных эффектов. . Серьезную роль в проектировании об­лика городского пространства играют также способы его освещения и сезонные изменения — снежный покров, смена листвы и пр. — последние вообще отно­сятся к особенностям городского интерьера и почти не влияют на формы интерь­еров зданий. Эти три группы средств нельзя причислить к разряду собственно архитектурно-планировочных или дизайнерских, но помнить о них, работая над обликом города, необходимо.

Разные группы различаются силой выразительности, диктующей предпочтение к их применению. Как отмечал А.В. Иконников, традиционно считается, что "отно­шение массы и пространства, способ, которым приведены к устойчивому равнове­сию... формы взаимосвязи частей организованного, расчлененного пространства, соотношения величин и ритм чередования пространственных членений и матери­альных элементов — главные средства архитектурного языка. Их дополняют пла­стика и фактура поверхностей, их цвет и организация освещения. Средства дру­гих искусств поддерживают возможности самой архитектуры". Но в среде эта последовательность далеко не обязательна, т.к. какое из средств или их группа будут играть главную роль среди остальных, определяя наиболее характерные для этого пространства черту — зависит от автора.

Но разрешается проблема отбора ведущих средств далеко не просто. Например, крупные транспортные площади современного города при довольно значительных размерах (5—10 и даже 15 га) имеют относительно невысокую обстройку с боль­шим количеством широких разрывов между зданиями, что сводит к минимуму ху­дожественную роль пластической организации фасадов. "Работает" здесь только силуэт реальных ограждений, а превалировать в эстетическом строе площади на­чинают другие особенности пространства — его форма, расчлененность, насы­щенность планшета элементами дизайна. Более того, планировка такой площади с ее многоярусным строением предполагает появление зрителя практически в любой зоне открытого пространства, среди путепроводов и других инженерных сооружений. А это означает, что он будет видеть, чаще всего, не обстройку, а элементы переднего (для зрителя) плана — инженерные устройства, информаци­онные установки и другие архитектурные и дизайнерские формы, заполняющие пространство площади.

Таким образом в крупных специализированных пространствах привычная иерар­хия художественных средств уступает место специфическим сочетаниям, где пер­венство принадлежит элементам, традиционно считавшихся дополнительными.

Представитель любой из групп архитектурно-дизайнерских средств может стать во главе их иерархии, хотя бы на первых этапах существования городского ин­терьера. Но потом — ив этом специфика рассчитанных на длительный срок раз­вития градостроительных объектов — он может уступить свою роль другим фор­мам и сооружениям.

Особенности задач проектирования разных по геометрии классов городских про­странств вытекают из сущности их строения, способа соединения "элементарных" ячеек в организованные системы

Характерная черта локальных образований — пространство в более или менее четких границах, очерченных либо обстройкой, либо силой тяготения к архитек­турно значимому центральному ядру. Установить нужное соотношение этих полю­сов композиции, найти приемы закрепления центростремительных сил и есть главная цель работы с локальными объектами

Таким образом, каждая из категорий значимости имеет свои задачи и сферы кон­центрации творческих усилий при проектировании. Единство планшета и ограж­дений в "элементарных" интерьерах делает ведущей задачей проектирования со­здание общей темы всего пространства; составной характер планшета и огражде­ний в объектах П-ого ранга заставляет искать для них совокупность органично сочетающихся тем; а сложность, расплывчатость строения сооружений высшей категории организуется в строгую композиционную структуру системой акцентов и доминант. При этом область концентрации внимания проектировщика как бысмещается — от вычленяющих пространство интерьера поверхностей ограждений или планшета к отдельным объемам, формирующим структуру пространства. Ина­че говоря, по мере возрастания структурной сложности главенство в палитре формообразующих элементов переходит от граничных поверхностей к организую­щим пространство ориентирам.

Сложность соответствующих проектных задач хорошо иллюстрируется недавно возникшим понятием "дух места", которым обозначается особая форма восприя­тия конкретного средового объекта, уникальное ощущение самобытности, инди­видуальности среды, ее причастности к мироощущению человека. Формируется "дух места" в сознании зрителя присущим только данной ситуации сочетанием ландшафтных картин, предметно-пространственных построений, цветового реше­ния, характерными деталями среды, усиленным связанными с данным местом культурными, историческими реминисценциями, житейскими ассоциациями. Как правило, он закреплен в массовом сознании в виде эмоционально-образного представления, привязанного к топонимике, особенностям эксплуатации

Другой аспект художественно-образного формирования городской среды — по­нятие "завершенности облика среды" (художественная согласованность предмет­но-пространственных слагаемых среды, ее масштабность, целостность, отвечаю­щая эстетическим и утилитарным требованиям человека на любых этапах ее су­ществования). Длительность процессов становления и развития среды приводит к появлению на каждом новом витке ее жизни разного рода адаптационных ме­роприятий, неудобных для ее восприятия и использования

В стабильных ситуациях нужная композиционная целостность и полнота вроде бы уже достигнуты. Но здесь вступает в силу стремление сохранить художественные ценности среды, несмотря на ее неизбежное старение, выявляются несоответствия между вновь народившимися функциями и существующим оснащением, наконец появляется желание следовать "моде", меняющимся эстетическим идеалам потре­бителя. Поэтому и здесь "завершенность" только кажется постоянной. Среда посто­янно обновляется, приспосабливается к человеку, не меняя, однако своих сущест­венных черт и характеристик.

Формирование городской среды выработало целую гамму средств, присущих именно этой сфере проектной деятельности, получившую общее название "город­ской дизайн". Под этим термином сегодня понимается система мер по благоуст­ройству, "отделке" и оборудованию открыты^ев^одсних пространств, их предметному наполнению, необходимому для функционально-эстетической орга­низации образа жизни и поведения городского населения.

Среди элементов городского дизайна следует особое внимание обратить на уст­ройства и средства информации (часы, указатели, информационные табло, пик­тограммы), бытовой и торговой рекламы (витрины, афиши, плакаты, щиты, надпи­си, суперграфика), получившие общее название средства визуальной коммуника­ции; специальные элементы периодического, временного и праздничного оформ­ления (цветочные гирлянды, транспаранты, лозунги, объемные установки) и, нако­нец, такие утилитарно-необходимые, но весьма заметные в городском интерьере вещи, как временные заборы, строительные леса и конструкции, переносные ог­раждения и указатели.

Все элементы городского дизайна можно условно разделить на 3 группы в зави­симости от назначения и условий размещения:

а) оборудование и инженерные устройства (установки), вызванные общими по­
требностями технологии городской деятельности (уличное освещение, контактные
сети транспорта, указатели уличного движения), эти формы как бы принадлежат
всему городу и проектируются "абстрактно" с учетом этого обстоятельства;

б) вещное наполнение, предназначенное обеспечить "местные" запросы (обору­
дование детских площадок, рекреационных зон общественных центров, витрины и
рекламы магазинов, наборы малых форм и ландшафтных включений в специали­
зированных парках), которые проектируются и отбираются относительно свобод­
но, в привязке к конкретике данной средовой ситуации;

в) элементы, требующие одновременно и "местного" адреса, и отметки о принад­
лежности к какой-либо общегородской функциональной системе (транспортной
инфраструктуре, сети "фирменных" учреждений обслуживания), где дизайнер
должен раскрыть и родовые качества своего произведения, и его "личную" осо­
бенность.

Другое направление — стремление средствами городского дизайна соединить разнородные городские пространства в целостное образование. Здесь работают приемы колористической (с помощью суперграфики) организации пространств больших районов, стилизации в едином визуальном ключе оснащения близких по назначению, но разбросанных по городу средовых объектов.

Специфические свойства ландшафтного дизайна:

а) жесткая иерархическая взаимозависимость природных компонентов (рельеф определяет особенности водного и аэрационного режима, а от них и условий ин­соляции зависят зеленые насаждения, замыкающие цепь зависимостей, поскольку их возможности активного изменения предыдущих факторов достаточно ограни­чены);

б) принципиальная неустойчивость, динамичность природных структур — рельеф подвержен процессам выветривания, вода вообще не имеет своей формы, климат (его инсоляционные, влажностные, температурные параметры) изменяется по се­зонам и "большим" циклам, еще более нестабильны зеленые насаждения, кото­рые имеют собственный жизненный круг — от расцвета до зрелости и умирания.

Современные тенденции использования ландшафтного дизайна в среде связаны, прежде всего, с новыми техническими средствами (гидропоника, искусственный от­бор и скрещивание декоративных пород, подсвет рельефа или листвы, новые мате­риалы в фонтанах и каскадах, автоматизированное управление водными устрой­ствами), резко повышающими необычность, яркость дизайнерских предложений ("зеленые" и "водяные" стены, воздушное тепловое ограждение интерьера и пр

Наконец, третий "сосед" малых форм по среде, активно участвующий в их формообразовании — монументально-декоративные элементы оформления среды (скульптурные, живописные, графи­ческие), которые сегодня своим силуэтом, пластикой, цветом, рисунком, то под­черкивающими, то "разрушающими" утилитарно нужные объемы и плоскости, придают совершенно необычное звучание даже самым привычным оградам, скамьям и парапетам.

В наши дни — в связи с расширением палитры художественных средств изобра­зительного искусства (появление кино- и телепроекции, газосветных установок,

кинематических скульптурных композиций, суперграфики и др.), преобладанием произведений с нефигуративным содержанием, включением в орбиту художест­венного освоения визуальной среды декоративных свойств объектов, не несущих самостоятельной идейно-образной информации — эпоха подчинения монумен­тально-декоративных решений архитектуре ушла в прошлое.

 

В принципе гармонизация — это сторона общего дела художественной организа­ции средового объекта. Она представляет собой и активное начало этого процес­са, поиск образного решения за счет "насильственного" соподчинения назначен­ных автором главных и второстепенных компонентев художественной структуры и помогает выявить в облике и содержании слагаемых среды те черты, которые от­вечают композиционной идее, гасят противоречащие ему проявления.

Гармоничность реализуется при соблюдении таких признаков формирования це­лостного художественного объекта, как повторяемость свойств целого в его ча­стях; соподчинение частей в целом; соразмерность частей в целом; уравнове­шенность частей целого. Эти принципы синтезируются в одном, завершающем принципе — единстве визуальной организации объекта, включающем повторяе­мость как единство целого по ведущему признаку, соподчиненность как единство связей, уравновешенность как единство противоположностей и т.д.

Во-первых, существует своя специфика у приемов гармонизации функциональных процессов, которые используются дизайнером при составлении дизайн-концеп­ции формирования среды. Их суть — устранение, отделение от человека диском­фортных, неблагоприятных следствий и сторон той или иной технологии, развер­нутый показ тех характеристик, которые способствуют удовлетворению интересов и желаний человека, приятны ему.

Во-вторых, гармонизация предметного наполнения далеко не полностью подчиня­ется названным принципам. Оно настолько разнородно, что, например, теряют точность положения повторяемости свойств частей и целого, их соразмерности.

Зато на первый план выходят другие проблемы: достижение масштабности сово­купного предметного наполнения как по отношению к человеку, потребителю среды (соответствие размеров и форм предметов и их группировок антропомет­рическим, психологическим данным и требованиям), так и по отношению к сре-довому пространству и организации (технологии) видов деятельности; использо­вание принципов контрастности или нюансности сочетаний пространственного начала и его предметного оснащения; согласование колористических решений среды.

В третьих, гармонизация средовых построений резко осложняется тем, что пред­метное наполнение часто не подчиняется требованиям теории пространственной гармонизации, хотя и позволяет проектировщику уравновешивать отдельные не­сообразности пространственных конструкций среды за счет своих собственных декоративно-выразительных свойств.

Разрешение этих противоречий — основа индивидуального творчества архитек­тора-дизайнера при работе с данной средовой ситуацией.

Особую роль в деле гармонизации среды играет весьма важное для формирова­ния среды явление адаптации ее характеристик к потребностям потребителя. Это явление делает гармонизацию неотъемлемой частью процессов эксплуатации сре­ды, предопределяет активную роль потребителя в художественном освоении сре­довых объектов, вовлеченность его, в конечном счете, в эстетическую жизнь сре­ды, в формирование ее художественной ценности. А стало быть — ив систему обратных связей в конструкции "человек-среда", преобразующих его собственные художественные установки.

 

К 1304 году Москва заняла первое место среди уделов Влад-Сузд княжества. Существенно увеличила свою территорию до приблизительных размеров современной Московской обл. Первый Московский князь Даниил Александрович умер в 1303 и новым Московским князем стал его сын Юрий Данилович. С 1304 года новым Владимирским князем стал Тверской князь Мхаил, который на тот момент был самым могущественным удельным князем на сев-вост Руси. Его поддерживали и хан Золотой Орды, и глава Русской церкви митрополит Максим.

В 1305 г после смерти митрополита Максима новым главой церкви стал митрополит Петр. Великий князь Владимирский выдвигал на этот пост своего ставника Геронтия, однако Константинопольский патриарх сделал выбор в пользу Петра. Князь не скрывал своего раздражения направил усилия на то чтобы сместить Петра, заменив его своим человеком. Так, на общерусском церковном соборе 1311 года, против Петра была развернута довольно агрессивная кампания с целью его дискредитации, осуждения и отстранения. Однако этому митрополиту удалось удержаться у власти. Ему понадобился союзник среди влиятельных светских властителей Руси. И лучшей кандидатуры, чем Юрий Московский, найти было нельзя. Так Русская православная церковь стала стратегическим союзником московских князей, а Тверское княжество оказалось в достаточно сложных отношениях с руководством Русской церкви. Боьлшинство высших иерархов церкви набирались из числа сторонников митрополита и, сооиветственно, москвы. Тверской князь мог рассчитывать на содействие лишь тех священнослужителей, которые исполняли свои обязанности на вверенной ему тер-рии.

В Золотой Орде на смену Тахте пришел новый хан Узбек, который весьма настороженно относился к Михаилу Тверскому, считая его ставленником своего предшественника. Напротив, Юрий Данилович очень своевременно и удачно женился на сестре Узбека и стал его родственником. Кандидатура Юрия на великокняжеский престол теперь считалась более предпочтительной. Однако тверской князь был более авторитетен и не вызывал никаких претензий. Поэтому многие в Орде считали, что менять Тверь на Москву не целесообразно.

В 1310е годы между Москвой и Тверью развернулась ожесточенная борьба за великокняжеский престол и влияние на сев-вост Руси. Перевес Тверского княж-ва. Однако Юрий добился тактического успеха. В 1318 г тверской князь Михаил был казнен в Орде по обвинению в измене. Также на сторону Москвы все больше склонялся Новгород. По двум причинам. 1-Москва достаточно сильна и в то же время слабее Твери. 2-Московское княж-во не имеет общей границы с Новгородской землей, отсутствуют территориальные споры. №-между Новгородом и Тверью, которые был близкими соседями, за прошедшее время накопился значительный конфликтный потенциал. За то время, пока Михаил был Великим князем, он в большей степени занимался укреплением позиций своего княжества на Руси, нежели увеличением его тер-рий. Московские же князья озаботились созданием на сев-вост Руси зоны влияния Московского княж-ва., не настаивая при этом на непосредственном вхождении тех или иных земель в это княж-во. Некоторые, даже мелкие княж-ва, до конца 15 века формально не входили в состав Московской Руси. Тем самым правители Москвы демонстрировал свою верность отечественным полит традициям без всякого ущерба для своей геополитики. Незадолго до гибели Михаила, Юрий получил ярлык на княжение и прибыл с ордынским войском на Русь. Юрий вторгся в пределы Тверского княжеств дабы навязать Михаилу генеральное сражение. Но победу в нем одержало Тверского княж-во. Тогда ордынский посол принял решение вернуть великое княжение Михаилу. Но Юрию удалось договориться с Ордынскими начальниками.

В 1318 г Владимирским князем стал Юрий Данилович. Но вскоре, из-за задержки в выплате дани, он этого статуса лишился. Да и Тверь постоянно доносила Орде на Москву, которая не была еще достаточно сильна.

В 1325 году Юрий Данилович был убит а Орде в порядке кровной мести сыном Михаила тверского Дмитрием. Однако, по большому счету, во власти на Руси ничего не изменилось. Московским князем в 1325 году стал Иван Данилович. А великим князем стал Александр Михайлович. Отношение Орды к Александру напоминало отношение к Михаилу. А Иван рассматривался по аналогии со своим братом Юрием.

1327 год - Тверское восстание, вызванное самоуправством ханского посла Челхана. В ходе восстания было убито довольно много ордынцев. На Русь было направлено ордынское войско, а наведение порядка поручили московскому князю Ивану. Тверское княж-во было разгромлено, Александр был вынужден его покинуть. По итогам всех этих мероприятий орда оценила заслуги Ивана и пожаловала ему ярлык на великое княжение.

Усиление роли Великого князя. Он собирал дань и выполнял указания хана.

Орда стала рассматривать великого князя владимирского как способ увеличения влияния орды. Эта модель взаимодействия Руси и Орды с точки зрения последней была эффективнее ранее применявшихся механизмов. Укрепляя позиции московского князя орда действовала в собственных интересах, именно такая линия в тех условиях была наиболее выгодной. Вместе с тем орда понимала, что опираться на Руси только на Ивана Калиту и полностью довериться ему было бы неосмотрительно. При Иване Калите Орда принимала меры, которые расходились с планами и намерениями князя. Поначалу, в первые годы княжения Калиты, помня опыт с его братом Юрием, Орда все таки испытывала московского князя с точки зрения его эффективности и пригодности.

В 1328 году ярлык на великое княжение получил не только Иван Московский, но и Суздальский князь Иван Васильевич. Правда город Владимир достался Калите. По сути, по инициативе Орды Влад-Сузд княжество было разделено на 2 части. Но после смерти Ивана Васильевича в 1332 году Иван Калита добился того, что великим князем стал он.

Иван Калита стремился использовать благосклонность орды для усиления своего московского княжества, для получения каких-либо ситуативных выгод от взаимодействия с Ордой. Иван Калита стремился возвыситься над другими князьями, расширить свою власть над вассалами, в том числе и над крупными княжествами сев-вост Руси, с которыми Московское княжество справиться не могло. Шел на некоторые уступки армии, суть которых сводилась к повышению доходов от даней и других платежей. Орда весьма падка на всякие подношения, на которые Калита был щедр. Но все таки она проявляла осторожность в исполнении пожеланий великого князя. Но каких-то кардинальных изменений в этой сфере не произошло. Фактически Ивана Калиту интересовало реформирование сложившейся в 13 веке системы Русско-Ордынских отношений с повышением роли Москвы в результате этого реформирования. Но Орда к столь радикальному шагу была не готова. И адресовала об этом Москве определенные сигналы.

 

Отношения с Тверским княжеством. После 1327 года Тверское княжество выпало из числа активных полит игроков в рамках сев-вост Руси. Под угрозой отлучения от церкви жители Пскова расторгли соглашение с Александром Тверским. Верх в Пскове взяли промосковные семьи. Примерно через полтора года Александр вернулся в Псков с подмогой из Литовского княжества и вернул себе власть. Население Тверского княжества поддерживало Александра в его намерениях. В 1337 году Александр Тверской прибыл в Орду с целью налаживания отношений. Он был прощен и получил ярлык на свое Тверское княжение. Но великого княжения он не получил. Орда была крайне обеспокоена продвижением Литовского княжества по землям древней Руси. Она не могла воспрепятствовать этому процессу военными методами. Поэтому политика Орды по отношению к русским князьям была двойственна. В какой-то момент Орда проявляла гибкость, шла на уступки. С другой стороны, та же самая Орда, вдруг испугавшись, что события могут принять негативный для нее оборот, действовала резко, наказывая того, кого она подозревала в измене.

В 1338 году Иван тверской получил право самостоятельно собирать и направлять в Орду дань. Также получил право именоваться великим князем. Иван (калита) московский был великим князем не московским, а владимирским. Калита, поняв, что может потерять позиции, отправился в Орду с дарами, пытаясь убедить хана в неправильности решения. Убедил. (Еще бы, ёпта. Столько денег им дал). Орда стремилась к тому, чтобы значительную долю работу взяли на себя ее русские союзники. Главная роль в этом плане отводилась Московскому княжеству. Орда хотела видеть в Москве главную силу в борьбе с бунтовщиками. Москва же хотела придержать расширение Литвы, препятствовать этому. В этом интересы Орды и Москвы совпадали. Но Москва избегала прямого с ними (литовцами) конфликта. Всячески уклонялась от каких–либо конкретных военных действий.

В конце 1330х годов Орда склонилась к тому, чтобы совершить поход против Литвы, дабы воспрепятствовать вхождению в его состав русских земель. В этом походе учитывалось фигурирование князей-вассалов, в том числе Калиты. Тверь была рядом с Литвой, и, соединившись с ним, могла нанести серьезный удар. В 1339 году Александр Михайлович был казнен в Орде. Политическое влияние Ивана московского в Орде было настолько велико, что он смог решить тверской вопрос без прямых военных действий. При жизни Ивана Калиты поход на Литву так и не состоялся.

Какой политики придерживался Калита по отношению к Литве? Он прекрасно понимал, что в прямом столкновении с литовцами его московское княжество обречено на поражение. Московское княжество не имело ресурсов противостоять консолидации в рамках Великого Княжества Литовского западной Руси. Однако для Москвы было важно, чтобы Литва не вторгалась в ее сферу влияния (сев-вост Русь). В первой половине 14 века до сев-вост Руси Литве было еще далеко. Так, Великий Князь Литовский занимался в основном присоединением территорий современной Белоруссии и Сев. Украины. Калита стремился к установлению мирных конструктивных отношений с литовцами. В 1333 году Иван заключил с Литвой мирное соглашение, скрепленное браком его сына с литовской княжной. Но Литва боролась за расширение своего влияния в Новгороде и Пскове. а северная Русь входила в систему основных приоритетов московского правителя. Никаких компромиссов с Литвой не могло быть. Впрочем, при Калите противостояние не достигло огромного масштаба.

Его не устраивала традиционная система отношений между Новгородом и Великим князем Владимирским. Так, в 1329 году, Иван вместе с ордынцами совершил поход на Новгород и Псков, дабы подтвердить там позиции великого князя владимирского. Иван добивался того, чтобы Новгород в большей мере участвовал в процессе выплаты дани в Орду. А кроме того приносил больше доходов и казне самого Калиты. (короче денег больше хотел). Новгород старался всего этого избежать. При Калите Москва свое преимущество в Северной Руси сохранила. Правда калите пришлось пойти на попятную и смириться с тем, что характер отношений между Москвой и Новгородом не претерпит существенных изменений.

Московские князья содействовали увеличению владений великого князя владимирского. Этим занимались и тверские князья. Так, к уделам этого князя были присоединены Кострома, Нижний Новгород, Гордец. Эти территории контролировались Москвой.

Выдающимся достижением Калиты было укрепление отношений Москвы с православной церковью, в том числе при митрополите Феодосии.

1)Производились выгодные династические браки. 2)Новые соглашения с другими княжествами, делавшие их все более зависимыми от Москвы. 3)Навязывание тем или иным княжествам неравноправных финансовых отношений. Например, предоставление займов, организация покупки земель. Москва усиливала зависимость от нее других княжеств, при этом не нарушая внешних формальностей. К 15 веку мы видим множество княжеств, формально не входящих в состав Московского, но на деле лишенных самостоятельности.

Иван Калита много сделал для совершенствования законодательства. Так как Русская Правда устарела, при нем принимались многие самостоятельные указы и законы. В судебное право были внесены довольно значительные изменения. Он очень энергично содействовал росту и обогащению Москвы с тем чтобы превратить ее в крупнейший город. Пытался сделать Москву крупнейшим хозяйственным, ремесленным и торговым центром. Навел порядок в функционировании институтов и учреждения княжества. Обеспечение общественно безопасности, функционирование коммуникаций между городами, искоренение разбоя, исправная работа путей и сообщений, почтовой службы.

После смерти Калиты в 1340 году следующим Московским князем стал Семен Гордый. Объективно, ему было сложнее проводить какие-либо политические преобразования. Поэтому главное его достижение – сохранение накопленного и собранного Калитой и продолжение усиления Московского княжества. Не такое быстрое и гладкое, но все же дальнейшее усиление.

В 1341 Нижегородское княжество было передано суздальскому князю. Новое княжество – Суздальско-Нижегородское. Ярлык на великое княжение получил Константин Николаевич. Княжество вышло из-под опеки Москвы. Кроме того, в 1340х годах началось усиление Рязанского княжества. Начался выход из-под контроля Великого князя владимирского. После распада старого Влад-Сузд княжества Переяславль Рязанский стал одним из крупнейших центров сев-вост Руси. Всё это происходило с согласия Орды, которая пыталась сбалансировать позиции Московского княжества. Пришедший на смену Узбеку хан, хотя и не менял уже сложившихся отношений к Москве, тем не менее не был готов идти навстречу пожеланиям Москвы. В Орде понимали, что Москва серьезно усилилась и в случае необходимости нужно иметь какие-то механизмы, которые позволят удерживать ее в определенных рамках.

В 1353 Семен Гордый умер и во главе Московского княжества встал его брат Иван Иванович, в правление которого не происходило никаких значимых событий. Неблагоприятные факторы только усилились. Но Ивану Ивановичу удалось избежать неприятных последствий. В 1350х годах Русь стала жертвой нашествия Чумы, которая привела к значительной потери населения и упадку производительности. Указанное бедствие не затронуло Великое княжество Литовское и в сев-вост Руси Тверское княжество. В результате в 1350е годы можно говорить о восстановлении могущества Тверского княжества, но и о том, что оно стало догонять вырвавшееся вперед Московское княжество. Претензии Твери на то, чтобы провести своего кандидата на пост главы Русской церкви. С огромным трудом Москве удалось отстоять своего кандидата митрополита Алексея, но даже здесь Тверской кандидат Роман в 1354 году также был определен митрополитом, правда, в пределах ю-з Руси, в то время уже находившейся в составе Великого княжества Литовского. Победа Алексея позволила Москве продолжить традиционный союз с церковью и воспользоваться ее ресурсами в сложных для себя обстоятельствах. Уже при Иване Ивановиче митрополит Алексей стал своеобразным главой московского правительства, в значительной степени определял внутреннюю и внешнюю политику этого государства.