Соотношением реальных и условных ограждений, определяющих уровень свя­ зи данной площадки с городом, его прилегающими территориями.

Пространственная подсистема — важнейшая часть художественной структуры, первооснова всех последующих решений городского интерьера. Это изначальный элемент средового объекта, то "функциональное поле", в котором происходит связанный с жизнедеятельностью и разворачивается весь рассчитанный на зри­теля "архитектурно-дизайнерский спектакль".

Примерные параметры пространства задаются объективно: функцией, градострои­тельной ситуацией, опорной застройкой, значимостью объекта. Однако зазор между допустимыми значениями необходимых габаритов, палитра вариантов фор­мы достаточны, чтобы уже на этой стадии поисков решения задаться самыми раз­нообразными комбинациями без ущерба для практического результата. В первую очередь это относится к конфигурации пространства. Выбор спокойных либо из­резанных контуров границ, регулярности либо живописности начертаний плана позволяет в дальнейшем добиваться задуманного уже сейчас эффекта — тор­жественности площади или ее динамичности и т.д.

Но самое, пожалуй, главное, что закладывается в пространственной компонов­ке — это отношение к распределению "архитектурных масс", образующих "ин­терьер".

Тут возможны два принципиально разных подхода: размещение подавля­ющего большинства объемов по периметру площадки, с оставлением центрально­го пространства зрительно свободным, или расположение основной "массы" в центре. Первый вариант активно используется современной практикой, которая стремится зарезервировать открытое пространство в городе для транспортных, накопительных, распределительных функций. Возможности второго приема при­влекают внимание при создании интимных, парковых и монументальных компози­ций, но особенно часто варьируются комбинации этих двух способов распределе­ния масс с плотной или разреженной обстройкой периферии площадки, центр которой закреплен размещением обелисков, фонтанов, памятников и т.д.

Однако пространственная подсистема далеко не исчерпывает всех возможностей эстетического воздействия городского интерьера. "Размеры площади и отноше­ния по плану и разрезу играют большую роль в деле достижения художествен­ной согласованности. Удачно найденная высота (или ширина) здания по отноше­нию к свободному пространству перед ним уже дает известную гармонию; одна­ко, чтобы успех был полным, нужно вписать в удачно найденные общие объемы все подчиненные части и детали" — иначе говоря, подчинить так или иначе складывающееся пространство осознанной художественной идее, выявить до кон­ца его композицию.

Композиционная соподчиненность и соразмерность составляют вторую подси­стему художественной организации пространства. Ее сущность — распределение между всеми объемно-планировочными компонентами пространства главных и второстепенных ролей и увязка этих ролей между собой и с характеристиками площадки. "При всем многообразии тех закономерностей, которые могут быть по­ложены в основу композиции,... во всяком подлинном ансамбле существует все­гда некое господствующее, доминирующее начало, в котором воплощена основ­ная идея целого и которое поэтому подчиняет себе все прочие элементы". Дру­гими словами, в художественной структуре существуют отличающиеся значимо­стью и "обязанностями" элементы — доминанты, акценты, фон, оси.