Соотношением реальных и условных ограждений, определяющих уровень свя зи данной площадки с городом, его прилегающими территориями.
Пространственная подсистема — важнейшая часть художественной структуры, первооснова всех последующих решений городского интерьера. Это изначальный элемент средового объекта, то "функциональное поле", в котором происходит связанный с жизнедеятельностью и разворачивается весь рассчитанный на зрителя "архитектурно-дизайнерский спектакль".
Примерные параметры пространства задаются объективно: функцией, градостроительной ситуацией, опорной застройкой, значимостью объекта. Однако зазор между допустимыми значениями необходимых габаритов, палитра вариантов формы достаточны, чтобы уже на этой стадии поисков решения задаться самыми разнообразными комбинациями без ущерба для практического результата. В первую очередь это относится к конфигурации пространства. Выбор спокойных либо изрезанных контуров границ, регулярности либо живописности начертаний плана позволяет в дальнейшем добиваться задуманного уже сейчас эффекта — торжественности площади или ее динамичности и т.д.
Но самое, пожалуй, главное, что закладывается в пространственной компоновке — это отношение к распределению "архитектурных масс", образующих "интерьер".
Тут возможны два принципиально разных подхода: размещение подавляющего большинства объемов по периметру площадки, с оставлением центрального пространства зрительно свободным, или расположение основной "массы" в центре. Первый вариант активно используется современной практикой, которая стремится зарезервировать открытое пространство в городе для транспортных, накопительных, распределительных функций. Возможности второго приема привлекают внимание при создании интимных, парковых и монументальных композиций, но особенно часто варьируются комбинации этих двух способов распределения масс с плотной или разреженной обстройкой периферии площадки, центр которой закреплен размещением обелисков, фонтанов, памятников и т.д.
Однако пространственная подсистема далеко не исчерпывает всех возможностей эстетического воздействия городского интерьера. "Размеры площади и отношения по плану и разрезу играют большую роль в деле достижения художественной согласованности. Удачно найденная высота (или ширина) здания по отношению к свободному пространству перед ним уже дает известную гармонию; однако, чтобы успех был полным, нужно вписать в удачно найденные общие объемы все подчиненные части и детали" — иначе говоря, подчинить так или иначе складывающееся пространство осознанной художественной идее, выявить до конца его композицию.
Композиционная соподчиненность и соразмерность составляют вторую подсистему художественной организации пространства. Ее сущность — распределение между всеми объемно-планировочными компонентами пространства главных и второстепенных ролей и увязка этих ролей между собой и с характеристиками площадки. "При всем многообразии тех закономерностей, которые могут быть положены в основу композиции,... во всяком подлинном ансамбле существует всегда некое господствующее, доминирующее начало, в котором воплощена основная идея целого и которое поэтому подчиняет себе все прочие элементы". Другими словами, в художественной структуре существуют отличающиеся значимостью и "обязанностями" элементы — доминанты, акценты, фон, оси.