Российское государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданского права (41-й вопрос)
Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, которые сами определяют правовую систему и правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы других участников имущественного оборота как юридически равноправных субъектов, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.
К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация (федеративное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.
Что касается муниципальных образований, то к их числу в соответствии с Федеральным законом (от 6.10.2003 г. №131-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся городские поселения (города, поселки), сельские поселения (сельсоветы, села), муниципальные районы и городские округа (города), осуществляющие функции местного самоуправления.
От имени муниципальных образований в гражданских правоотношениях участвуют органы местного самоуправления (представительные органы, местные администрации), имеющие статус юридического лица. Они не входят в систему органов государственной власти, но. несомненно, обладают известными властными полномочиями, т.е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Органы государственной власти и органы местного самоуправления от имени публично-правовых образований своими действиями (в рамках компетенции, определяющей статус этих органов) приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом (п.1 ст. 126 ГК).
Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом (п.п. 2 и 3 ст. 126 ГК). Российская Федерация, другие публично-правовые образования не отвечают по обязательства друг друга (п.п. 4 и 5 ст. 126 ГК).
17. Объекты гражданских прав: понятие, виды, оборотоспособность (42-й вопрос)
Объекты гражданских правоотношений - это различные материальные (в том числе вещественные) и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права. Объекты гражданских прав осуществляют функцию удовлетворения определенных потребностей граждан и юридических лиц.
К объектам гражданских прав относятся: - вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; - работы и услуги; - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 ГК).
Вещи относятся к числу материальных благ. К ним же отнесены результаты работ или услуг, имеющие материальную, вещественную форму (например, результат строительства или ремонта какого-либо материального объекта). В этом смысле материальным благом может являться не только вещь, но и деятельность по созданию или улучшению вещей, по оказанию иных материальных услуг. Поэтому в данную группу объектов включаются и услуги, не сопровождающиеся созданием или изменением вещей, но создающие известный полезный эффект материального характера (например, услуги по хранению вещей, перевозке пассажиров или услуги оздоровительного характера).
Вместе с тем следует различать вещи как имеющие товарную форму предметы материального мира (объекты вещных прав) и иные материальные блага, например работы, услуги, другие чужие действия, т.е. поведение обязанных лиц (объекты обязательственных прав) (например, права требования к банку о выдаче вклада). По поводу таких материальных благ складываются особые (обязательственные, либо членские, или корпоративные) правоотношения.
Понятие оборотоспособность определяет возможности граждан и юридических лиц свободно распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам. Все объекты гражданских прав в зависимости от оборотоспособности делятся на объекты: - не изъятые из оборота (полностью оборотоспособные); - ограниченные в обороте; - изъятые из оборота. Полностью оборотоспособные объекты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (п.1 ст.129 ГК). Объекты изъятые из оборота это те, оборот которых не допускается. Виды таких объектов должны быть прямо указаны в законе (результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации) (п.п. 2 и 4 ст. 129 ГК). Объекты, ограниченные в обороте, могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в обороте возможно только по специальному разрешению и в установленном законом порядке (земля и другие природные ресурсы; права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и на их материальные носители) (п.п. 2, 3 и 4 ст. 129 ГК).
К нематериальным благам относятся результаты творческой (интеллектуальной) деятельности (произведения науки, литературы и искусства, изобретения и т.п.) и другие сходные с ними по своей природе объекты (товарные знаки, фирменные наименования, отдельные виды информации (сведений) и т.п.), а также личные неимущественные блага (в том числе личные неимущественные права), подлежащие гражданско-правовой защите. Нематериальные блага, за исключением личных неимущественных прав, также приобретают экономическую форму товаров, что позволяет им становиться объектами имущественного оборота.