Основные положения и эволюция моделей сестринского дела

Концептуальные модели сестринского дела.

 

Развитие медицины, изменение взглядов на место и роль ме­дицинской сестры в системе здравоохранения, формирование сестринского дела как самостоятельной профессии послужили причиной создания моделей, применение которых позволило разви­вать не только теорию, но и практику сестринского дела.

В настоящее время разработано множество концептуальных мо­делей сестринского дела. В литературе понятия «модель» и «тео­рия» часто используются как синонимы. Однако большинство авторов сходятся во мнении, что особенностью концептуальной модели является то, что она позволяет выявить относящиеся к проблеме элементы и исключить те из них, которые к делу не относятся.

Исторически сложилось так, что четкого описания моделей сестринского дела даже в зарубежной литературе не было до нача­ла 1970-х гг. В настоящее время единый подход к определению природы и структуры сестринского дела отсутствует. Различные модели отражают существующие концепции сестринского дела в разных странах. Это позволяет оценить их преимущества и недо­статки и выбрать из каждой модели то, что применимо в условиях конкретной страны. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее поли­тики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, ре­лигии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. Каж­дая модель отражает различия в понимании авторами не только термина «сестринское дело», но и понятий «пациент», «здоровье», «окружающая среда».

Автор одной из моделей считает, что медицинская сестра должна помогать пациенту удовлетворять потребности, связанные с само­уходом, и оказывает ему помощь, пока это будет необходимо. По другой модели медицинская сестра помогает адаптироваться к жизненным стрессам, чтобы пациенту легче было переносить за­болевания, ими вызванные (гипертоническая, язвенная болезнь, один из типов сахарного диабета, некоторые заболевания щито­видной железы, ишемическая болезнь сердца и др.).

Модель сестринского дела должна, прежде всего, учитывать кон­кретные условия страны, для которой она разрабатывается:

• принципы, задачи и состояние системы здравоохранения;

• демографические показатели;

• социально-экономическое состояние общества;

• доминирующие морально-этические принципы, культуру.

Модель сестринского дела должна быть ориентирована:

• на человека, а не на болезнь;

• сохранение здоровья человека, улучшение качества жизни и независимость от болезни;

• нарушенные потребности и возникающие проблемы;

• определение ответной реакции человека, его родственников, семьи на болезнь;

• решение проблем, связанных со здоровьем человека, семьи, групп людей и общества.

Компонентами модели сестринского дела являются:

1) пациент как объект деятельности сестринского персонала;

2) источник проблем пациента;

3) цели и задачи ухода (сестринской помощи);

4) роль медицинской сестры;

5) направленность сестринской помощи;

6) способы оказания сестринской помощи;

7) оценка качества и результатов ухода.

Пациент.Модели по-разному определяют потребности паци­ента. Одна из них рассматривает человека как «набор» анатомичес­ких органов и физиологических систем, другая — как более совер­шенную систему. Модель Д.Джонсон акцентирует внимание сест­ринского персонала на различных типах поведения человека.

Источник проблем пациента.В различных моделях выделяют разные проблемы со здоровьем, требующие сестринского ухода. Так, в одних моделях проблемы представлены как нарушение функций анатомических органов или физиологических систем. Авторы других моделей видят источник проблем и в том, что че­ловек не может изменять свое поведение в зависимости от обсто­ятельств, предполагая, что это происходит из-за функциональных и структурных стрессов (модель Д.Джонсон). В.Хендерсон счита­ет, что проблемы пациента связаны с недостатком его силы воли или знаний. В некоторых моделях рассматривают сестринский процесс достаточно просто: проблема — определение характера сестринского вмешательства. В других он более сложный: опреде­ление проблем — их исследование (изучение природы) — определе­ние характера сестринского вмешательства. В моделях также по-разному обозначены приоритеты при проведении оценки состоя­ния пациента.

Цели и задачи ухода.В XIX в. Ф.Найтингейл полагала, что цель ухода за больными состоит в том, чтобы создать условия для комфортного самочувствия пациента, наилучшие санитарно-ги­гиенические условия для поддержания нарушенных функций. В некоторых моделях и сейчас цель ухода заключается в восстановле­нии функции отдельных органов или систем. Согласно другой модели в результате ухода должно быть восстановлено равновесие в поведении человека. Многие считают, что необходимо улучшить психологическое или социальное состояние пациента. Большин­ство авторов считают, что цели сестринского ухода должны быть согласованы с пациентом. Авторы практически всех моделей по­лагают, что целями должны быть видимые стороны поведения человека и другие измеряемые параметры. Успешность достиже­ния поставленных целей определяется тем, как пациент оценива­ет прогресс в достижении цели и что ему удается сделать самосто­ятельно. Авторы некоторых моделей считают, что следует уста­навливать поэтапные цели (краткосрочные, промежуточные и долгосрочные).

Роль медицинской сестры.Авторы одних моделей отводят се­стре исключительно роль помощника врача, другие рассматрива­ют ее как защитника прав пациента, третьи — как постоянную сиделку, четвертые — как человека, который изменяет поведение пациента. Авторы каждой модели приводят множество аргумен­тов в пользу той или иной роли сестры.

Направленность сестринской помощи.Этот пункт предполагает определение проблем пациента, на которые направлена деятель­ность медицинской сестры.

Способы оказания сестринской помощи.При реализации плана ухода внимание медицинской сестры должно быть сосредоточено на различных аспектах состояния больного. Ф. Найтингейл пола­гала, что сестра наблюдает за изменением окружающей среды (чи­стота, свет, тепло, свежий воздух, пища, вода). Авторы некоторых моделей считают, что сестринская помощь направлена исключи­тельно на конкретные анатомические или физиологические си­стемы. Авторы моделей, предполагающих холистический подход к пациенту, отдают предпочтение восстановлению полного рав­новесия между человеком и окружающей средой. Некоторые мо­дели предусматривают сестринскую помощь, обеспечивающую па­циенту возможность самоухода.

Оценка качества и результатов ухода.Авторы большинства моде­лей считают, что для того чтобы оценить качество и результат ухода за пациентом, необходимо определить, достигнута ли поставленная цель. Причем медицинская сестра определяет, насколько целесооб­разным было то или иное вмешательство. В одних моделях оценивают функцию анатомических и физиологических систем организма, в других — психологические и поведенческие системы, в третьих — степень достижения пациентом возможности самоухода.

Если одновременно используются несколько моделей, то опре­деляют целесообразность использования той или иной модели для конкретного пациента.