Тема 3. Конституция РФ. Федеративное устройство России

1. Понятие Конституции РФ. Структура Конституции РФ.

2. Конституционно-правовой статус РФ.

3. Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

4. Особенности федеративного устройства РФ.

5. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.

 

Рекомендуемая литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята на Всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 25 декабря 1993 года. № 237.

2. Малько А. В. Правоведение: учебник для вузов / под ред. А. В. Малько.- Изд. 2-е, стереотип. - М. : Кнорус, 2006. – 400с. Рекомендовано УМО для неюридических вузов.

3. Балашов А. И. Правоведение: учебник для вузов/ под ред. А. И.Балашов, Г. П. Рудаков. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 510с.

4. Кутафин О. Е. Основы Государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы / под. ред. О. Е. Кутафина.- 12-е издание, перераб и доп.- М.: Юристъ, 2005.-478с.

5. Мальцева Г. В. Правоведение: учебник для вузов / под ред. Г. В. Мальцевой. – М. : ТК Велби, 2003.-4213 с. Доп. Министерством образования РФ.

 

Основы конституционного строя Российской Федерации

Государственное (конституционное) право — самостоятельная отрасль права, которую образует совокупность государственно-правовых норм и правовых институтов, закрепляющих основы общественного строя политики России, субъектов РФ, входящих в Российскую Федерацию; правового положения граждан, их прав, свобод и обязанностей; национально-государственного устройства, системы государственных органов власти и управления.

Нормы государственного права закрепляют политическую и экономическую системы общества, основы деятельности государства в области социального развития и культуры, внешней политики, регулируют взаимоотношения государства и личности и др.

Задача государственного права заключается в том, чтобы обеспечивать юридическими средствами полновластие народа. В процессе осуществления государственной власти возникают определенные отношения между органами государственной власти и управления, другими органами государства, а также между этими органами и отдельными гражданами.

Основой общественных отношений, регулируемых государственным правом, является система субъектов государственного права, в которую входят: Президент РФ, народ как совокупность граждан и как носитель всей власти; субъекты РФ, входящие Российскую Федерацию (края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область (Еврейская), автономные округа), государственные органы, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; отдельные граждане; иностранные граждане и лица, без гражданства; общественные организации; трудовые коллективы.

Таким образом, государственное (конституционное) право — основополагающая, базовая для всех других отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы ее конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему и полномочия органов государственной власти, а также местное самоуправление.

К источникам государственного (конституционного) права относятся правовые акты, содержащие нормы государственно-правового характера. Главным источником государственного права является Конституция РФ, Конституции субъектов РФ, входящих в Российскую Федерацию, составляющие единую конституционную систему страны, в которой урегулированы важнейшие государственно-правовые отношения. В конституциях закреплен принцип верховенства закона во всех областях государственной и общественной жизни, равенство всехбез исключения граждан, должностных лиц и учреждений перед законом.

Основы конституционного строя Российской Федерации, который характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл.1) выражена целостная система принципов конституционного строя.

Рассмотрим некоторые из перечисленных принципов, чтобы получить представление об основах конституционного строя РФ.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ).

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации (ст.З п.4 Конституции РФ), захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Народ осуществляет свою власть непосредственно через референдум, свободные выборы, а также через органы государственной власти (Федеральное Собрание, законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации) и органы местного самоуправления. Российская Федерация признает и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Российская Федерация — федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении их жизни.

Одним из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство, является верховенство права.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов Федерации).

Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляя свои полномочия, воплощают в жизнь функции государства, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающие решения.

Независимость власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. РФ заботится о целостности и неприкосновенности своей территории.