Тема 3. Рыночная экономика.

1. Рынок и условия его возникновения.

2. Преимущества и недостатки рынка.

3. Рыночная инфраструктура. Конъюнктура рынка

1. Рынок и условия его возникновения.

Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличном механизме ценных сигналов.

Субъекты (агенты) рынка:

1. Домашнее хозяйство может состоять из одного и более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты, сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются поставщиками факторов производства в рыночной экономике, получающие от продажи этих факторов деньги, которые расходуются для удовлетворения личных потребностей, а не для наращивания прибыли.

2. Бизнес (фирма) – это деятельное предприятие, функционирующее с целью получения дохода, предполагает вложение в дело собственного или заёмного капитала, доход от которого расходуется на расширение производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночной экономике.

3. Правительство (государство) представлено бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции регулирования экономики.

Условия возникновения рынка:

1. Общественное разделение труда по видам хозяйственной деятельности и специализация.

Специализация определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной цене.

Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйстваозначает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать создаваемую продукцию. Экономической обособленности соответствует режим частной собственности

2. Величина трансакционных издержек, т.е. издержек, связанных с продвижением товара на рынок. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, поиск покупателя, переговоры, заключение контракта и т.д.