Октябрьская революция и установление Советской власти в Беларуси

Причины Октябрьской социалистической революции.

Февральская буржуазно-демократическая революция превратила Российскую империю в республику, дала демократические права и свободы, но не решила ряд важных вопросов её породивших: страна находится в состоянии войны; продолжается обнищание масс; усиливается экономический кризис; нет чёткости в решении аграрного вопроса; правительство нерешительно действует, борясь с леворадикальными идеологиями.

25 октября (7 ноября) 1917г. в Петрограде произошла социалистическая революция - к власти пришли большевики (РСДРП(б)) - крайне левые силы, выступавшие за коренное преобразование общества в интересах трудящихся при ликвидации основ прежней экономической и политической системе, основанной на частной собственности, парламентаризме, буржуазно-демократических свободах.

Власть перешла к Военно-революционному комитету - органу Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Военно- революционные комитеты создавались большевиками для взятия власти и в городах Беларуси.

25 октября 1917г. II Всероссийский Съезд Советов провозгласил переход власти к Советам, Декрет о мире, Декрет о земле, создал правительство (Совет Народных Комисаров) во главе с В.И. Ленином. На съезде присутствовал 51 делегат от Западной области и фронта (Беларусь). Однако провозгласить власть советов не означало автоматического перехода власти в руки большевиков по всей России, во многих советах большевики имели менее 50% мест, и там необходимо было отстранить от власти в

Советах партии, которые поддерживали буржуазно-демократический путь развития.

25 октября после получения известий о захвате власти в Петербурге, Минский совет, где преобладали большевики, захватил власть в городе. 27 октября Фронтовой комитет, куда входили социалисты-революционеры, социал-демократы-меньшевики, еврейские социал-демократы (бундовцы), создали Комитет спасения революции (февральской революции), а командующий Западным фронтом генерал Балуев ввёл в Минск верные буржуазно-демократическому правительству войска. Но ко 2 ноября Минский Совет взял власть в свои руки. Военно-революционный комитет объявлен высшим органов власти и руководил захватом власти и перевыборами в Советы. Структура ВРК: пленум - законодательный орган; бюро и отраслевые отделы - исполнительная власть. В руководство ВРК вошли Карл Ландер, Александр Мясников и др. члены РСДРП (б).

28 октября ВРК захватил основные стратегические пункты в Витебске, распустил Совет рабочих и солдатских депутатов и произвёл выборы нового Совета, где большевики являлись доминирующей политической силой.

30 октября Гомельский Совет взял власть в свои руки.

18 ноября для установления советской власти в Могилёве был создан ВРК. В Могилёве располагалась Ставка Верховного главнокомандующего войсками Российской Республики, что давало сторонникам буржуазно- демократического пути развития координировать действия верных правительству армейских частей в борьбе с большевиками. 20 ноября главнокомандующий Российской армией генерал Николай Духонин был арестован. Власть над Ставкой перешла в руки большевиков в лице Николая Крыленко.

В период с 25 октября по 22 ноября власть в основных административных и промышленных центрах Беларуси, не оккупированных Германией, и на Западном фронте перешла в руки большевиков.

Преобразования, проведённые большевиками.

1. Выстраивается новая система органов власти.

18-20 ноября состоялись съезды Советов рабочих и солдатских депутатов, Советов крестьянских депутатов, Второй съезд армий Западного фронта, которые избрали соответствующие Исполнительные Комитеты, в которых преобладали большевики и их сторонники. 27 ноября данные Исполнительные Комитеты приняли решение объединиться в Исполнительный Комитет Западной области и фронта. Облисполкомзап - стал главным органом власти на территории Беларуси. Избираются уездные, губернские, городские, волостные, поселковые Исполнительные Комитеты Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Распускаются органы власти Временного правительства.

2. Идеологические преобразования.

Провозглашаются: диктатура пролетариата в целях построения коммунистического общества, права народов России на самоопределение, запрещается деятельность Партии конституционных демократов, буржуазных газет, усиливается политическая цензура, отменяются звания в армии, ликвидируется суд присяжных, создаётся отдел народного образования, которому подчиняются все учебные заведения в целях ликвидации массовой неграмотности трудящихся.

3. Экономические преобразования.

Ликвидируется частная собственность на средства производства, национализированы: земля, недра, банки, заводы и торговля; земля передаётся в бесплатное пользование крестьянам; установлена всеобщая трудовая обязанность; вводится бесплатная медицинская помощь, на предприятиях действует рабочий контроль за производством.

2 Белорусское национальное движение после Октябрьской революции. Провозглашение Белорусской Народной Республики

В белорусском национальном движении после Октябрьской социалистической революции можно выделить 2 основные течения.

1. Социал-демократическое течение, объединявшее сторонников Великой Белорусской Рады, Центральной Армейской Белорусской Рады, Белорусского исполнительного комитета Западного фронта, Белорусской Социалистической Громады, социалистов-революционеров, меньшевиков.

2. Коммунистическое течение, объединявшее сторонников Белорусского областного комитета, большевиков-белорусов, левое крыло БСГ.

2 ноября 1917г. большевики провозгласили «Декларацию прав и народов России», которая признавала право народов России на государственное самоопределение. На основании этого документа ВБР решила созвать в Минске в декабре 1917г. Первый Всебелорусский Съезд (конгресс). Рада обратилась с воззванием к белорусскому народу, предложив программу развития Беларуси.

Из воззвания «Ко всему народу белорусскому». [цитируется по Турук Ф. Белорусское движение: Очерк истории национального и революционного движения белорусов. - Мн., 1994, с. 97—100]

«Белоруссия должна быть демократической республикой, спаянной с Великороссией и другими соседними республиками России на основе федерации.

...Вся власть в Белоруссии должна принадлежать Краевой Раде, избираемой на основе всеобщего, равного, тайного и пропорционального голосования.

Вопросы общегосударственного устройства и международной политики и торговые договоры с иностранными государствами должны входить в компетенцию высшего законодательного органа Российской демократической федеративной республики». Среди первоочередных задач были объявлены: создание системы бесплатного обучения; основание университетов, сельскохозяйственных и политехнических институтов;

недопущение раздела Беларуси между соседними государствами и восстановление нанесённого хозяйственного ущерба за счёт воюющих государств; бесплатная передача земли трудовому народу в лице всенародно избранных Земельных комитетов. Созываемый съезд должен был организовать органы власти демократической Беларуси.

Белорусский областной комитет также провозгласил программу действий. БОК призывал не допустить «национально-территориального дробления России» во имя светлого будущего, «... когда все трудящиеся народы объединятся в один мировой союз, вокруг одной социалистической культуры, братства, равенства и свободы». Вместе с тем указывалось, что в данный момент спасение России в её федеративном устройстве. «...Образовавшийся в Петрограде Белорусский Областной Комитет при Всероссийском Совете крестьянских депутатов, учитывая возможность гибели своей родины и завоеваний революции, взял на себя ... почин в организации трудового белорусского крестьянства вокруг идеи образования Автономно-свободной Белоруссии, как части Российской Федеративной Республики». [цитируется по Турук Ф. Белорусское движение: Очерк истории национального и революционного движения белорусов. - Мн., 1994, с. 104] В целом программа БОК была направлена против возможных попыток отстранения большевиков от власти на территории Беларуси.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет разрешил проведение в Минске Первого всебелорусского съезда, однако Облисполкомзап должен был чётко следить за характером обсуждаемых вопросов и принимаемых деклараций.

15 декабря 1917г. начал работу Первый Всебелорусский съезд в Минске, присутствовало более 1800 делегатов со всех регионов Беларуси, преобладали социалисты-революционеры и члены БСГ, большевики и их сторонники имели 115 представителей. Съезд выработал «Постановление о самоопределении Беларуси и о временной краевой власти», чтобы помешать провозглашению государственности Беларуси в таком виде Облисполкомзап вооружённым путём разогнал съезд в ночь с 17 на 18 декабря и арестовал часть секретариата съезда. Уже с первого пункта постановления данного съезда было понятно, что на территории Беларуси большевики могут потерять власть.

Из постановления Первого Всебелорусского съезда о самоопределении Беларуси и о временной краевой власти.

«1. Закрепляя своё право на самоопределение, провозглашённое российской революцией и утверждая республиканский демократический строй в пределах Белорусской земли... , Съезд постановляет: немедленно образовать из своего состав орган краевой власти в лице всебелорусского съезда совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, который временно становится во главе управления краем...

7. ...Совет приступает к немедленной организации территориальных белорусских войск.

8. Исполнительным органом временной краевой власти делегируются свои представители как в Центральную Российскую власть и все другие республики Российской Федерации, так и для участия в происходящих переговорах о мире...

9. ...Совет обязан немедленно фактически передать всю землю с живым и мёртвым инвентарём без выкупа в руки трудового крестьянства через земельные крестьянские комитеты...

12. Совет обязан принять меры к установлению народного контроля над производством и торговлей... » [цитируется по Турук Ф. Белорусское движение: Очерк истории национального и революционного движения белорусов. - Мн., 1994, с. 106—107]

Вопрос о контрреволюционности данного документа открыт до сих пор. С одной стороны, Первый Всебелорусский съезд поддержал социальные преобразования, сохранение неделимости России, но с другой стороны, отверг монополию большевиков на власть в лице Облисполкомзапа. Предполагалось провести выборы на демократических принципах, что однозначно ослабило позиции большевиков в Беларуси и стало бы примером для других регионов России.

18декабря 1917г. Совет съезда принял постановление считать съезд насильственно разогнанным и возложить на Совет функции Исполнительного Комитета для выполнения решений съезда.

19февраля 1918г. под натиском немцев большевики оставили Минск. Исполнительный Комитет Первого Всебелорусского съезда объявил себя законной властью и переименовался в Народный Секретариат, о чём было объявлен 21 февраля в Первой уставной грамоте Белорусской Народной Республики. Немецкие войска не признали органов власти БНР, считая её территорией отторгнутой от РСФСР, что и было зафиксировано в Брестском мирном договоре о границе между Германией и РСФСР (3 марта 1918г.).

9 марта Народный Секретариат БНР принимает Вторую уставную грамоту, которая провозгласила БНР, права и свободы граждан: свободу слова, печати, собраний, забастовок, союзов, совести, неприкосновенность личности и жилища, равенство всех языков народов Беларуси. Земля без выкупа передавалась крестьянам, леса, озёра, недра национализировались, провозглашался восьмичасовой рабочий день. Законодательную власть признавалась за Радой, а исполнительная - за Народным Секретариатом. [История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов, В.Г. Мазец - Мн.: Амалфея, 2000. с. 302-303]

Однако германские оккупационные войска игнорировали все эти акты и сохраняли помещичье землевладение, нерегламентированный рабочий день, игнорировали права и свободы местного населения, вывозили в Германию сельхозпродукты и материальные ценности.

25 марта Третья уставная грамота определила территорию БНР, тем самым не признав результаты Брестского мира и завершив юридическое оформление государства. Территория БНР - губернии: Могилёвская,

Минская, Гродненская (с Белостоком), Виленская, Витебская, Смоленская, частично Черниговская. [История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов, В.Г. Мазец - Мн.: Амалфея, 2000. с. 303-304]

Стоит отметить, что Германия не признала БНР, а попытка части членов Рады обратиться с верноподданнической телеграммой к императору Германии привела к расколу в руководстве БНР и в самой БСГ - лидере белорусского национального движения. На месте БСГ возникли: Белорусская партия социалистов-революционеров (БПСР), Белорусская социал- демократическая партия (БСДП), Белорусская партия социалистов- федералистов (БПСФ).

В ноябре 1918г. в Германии произошла революция, РСФСР вернула аннексированные территории, территория непризнанной БНР сокращалась по мере отступления немецких войск.

До сих пор идут споры о роли БНР. Большинство склоняется к мысли, что БНР являлась следствием стремления национальных левоцентристских сил к национально-государственному самоопределению, что подтолкнуло большевиков к необходимости создания белорусской социалистической государственности. Однако вряд ли можно считать БНР полноценным государством, т.к. она не обладала главным признаком государства - суверенитетом, т.е. способностью проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, хотя и пыталась этого добиться.

3 Создание БССР.

Белорусская Советская Социалистическая Республика была провозглашена в Смоленске 1 января 1919г.

Среди политических предпосылок провозглашения белорусской советской государственности можно выделить следующие:

- наличие белорусского национального движения, которое высказывалось за создание белорусской государственности (Первый Всебелорусский съезд в Минске 15 декабря 1917г., конференция белорусских коммунистических секций РКП(б) в Москве 21-23 декабря 1918г.);

- образование Белорусской Народной Республики, руководство которой поставило целью добиться международного признания и не признавало единовластия большевиков, соответственно была необходимость создать белорусское государство, политические лидеры которого выступали бы за построение коммунизма;

- возрождение Польши, которая не признала территориальных разделов последней трети 18в. и ставила целью возврат, захваченных Россией земель и восстановления границ 1772г. Это требовало создание некого коммунистического буферного государства, которое бы заявляло о своих правах на территории, на которые претендует Польша.

Левое крыло белорусского движения консолидировалось вокруг Белнацкома - белорусского отдела Народного комиссариата по делам национальностей Российской Советской Социалистической Республики.

Белнацком был создан в феврале 1918г. Советом Народных Комиссаров РСФСР и крайне отрицательно относился к деятелям БНР, считая их контрреволюционерами. Возглавили Белнацком Александр Червяков и Дмитрий Жилунович. Инициаторами создания Белнацкома выступили члены Белорусской социал-демократической рабочей партии (БСДРП), возникшей осенью 1917г. на базе петроградской организации БСГ, отличавшейся левыми взглядами. В апреле 1918г. БСДРП преобразовалась в белорусскую секцию Российской коммунистической партии большевиков (РКП(б)).

25 декабря 1918г. правительство (Всероссийский центральный исполнительный комитет) РСФСР, принимая во внимания внешнеполитические проблемы, направило в Облисполкомзап телеграмму с разрешением на создание белорусского социалистического государства.

30 - 31 декабря в Смоленске Облисполкомзап проводит VI Северо­Западную областную конференцию РКП(б), было принято решение создать Коммунистическую партию большевиков Беларуси и провозгласить советскую Беларусь в границах Смоленской, Витебской, Могилёвской (Гомель был уездным городом могилёвской губернии), Минской и Гродненской губерний и белорусских частях Виленской и Черниговской губерний. Председателем Цэнтрального бюро КП(б)Б стал один из руководителей Облисполкомзапа - Александр Мясников.

1 января было провозглашено Временное рабоче-крестьянское правительство во главе с Д. Жилуновичем, тогда же вышел «Манифест Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси».

В манифесте провозглашалось, что рабочие, крестьянская беднота и красноармейцы Беларуси становятся свободными и полноправными хозяевами свободной независимой Белорусской Социалистической Республики. Все буржуазные правительства, «где бы их власть не сохранялась, будь то поганая Рада, немецкое оккупационное начальство, польское и украинское посягательство - считаются свергнутыми и провозглашаются, со всеми членами и сторонниками... врагами, заслуживающими беспощадной революционной кары». [История Беларуси в документах и материалах / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов, В.Г. Мазец - Мн.: Амалфея, 2000. с. 342]

16 января 1919г. ЦК РКП(б) принял решение об отторжении в пользу РСФСР восточных губерний БССР (Смоленской, Витебской и Могилёвской).

2-3 февраля 1919г. под руководством А. Мясникова состоялся Первый Всебелорусский Съезд Советов, на котором присутствовало около 230 депутатов, была принята Конституция БССР и одобрено решение о объединении Беларуси с Литвой в Литовско-Белорусскую ССР, что означало фактическую ликвидацию БССР.

Главной причиной образования «Литбела» объявлялась необходимость объединения усилий Литвы и Беларуси для противостояния польской агрессии.

27 февраля 1919 г. на объединённом заседании ЦИК Литвы и Беларуси было создано правительство, что свидетельствовало о образовании нового государства. Председателем Центрального исполнительного комитета Литовско-Белорусской ССР стал Казимир Циховский; Винцас Мицкявичус-Капсукас занимал посты Председателя Совета Народных Комиссаров Литовско-Белорусской ССР, Председателя Совета Обороны Литовско-Белорусской ССР, Председатель ЦК Компартии (большевиков) Литвы и Беларуси.

Хотя Литбел провозглашалась преимущественно на территории белорусских губерний (Виленской, Гродненской и Минской), но в её руководстве преобладали поляки и литовцы, белорусов представлял только один человек, рабочими языками были - польский, русский и литовский. По мере наступления польских войск перемещалась и столица Литбела: Вильно, Минск, Смоленск, который уже являлся территорией РСФСР. С августа 1919 г. Литовско-Белорусская ССР уже была государством- фантомом.

В целом можно отметить неуклонное стремление большевиков- белорусов к утверждению белорусской социалистической государственности в интересах трудящихся, которые, не смотря на противоречивую политику, проводимую в отношении Беларуси Российской коммунистической партией большевиков, добились провозглашения БССР 1 января 1919г. и восстановления её государственности 31 июля 1920г.

4 Советско-польская война. Второе провозглашение БССР

В 1918г. после ноябрьской революции в Германии, которая привела к её капитуляции в первой мировой войне (11 ноября 1918г.), воссоздаётся Польское государство, ликвидированное в ходе 3-х разделов во второй половине 18в. Во главе Польши становится Юзеф Пилсудский. Польское правительство сразу заявило о своих претензиях на территорию Беларуси, Западной и Центральной Украины как на историческую часть Польши.

14 февраля 1919г. произошло первое вооружённое столкновение войск Польши и советских республик. 8 апреля 1919 г. ЦИК Литовско- Белорусской ССР (образованный 27 февраля 1919 г. на объединённом заседании ЦИК Литвы и Белоруссии) ввел военное положение и создал Совет обороны, которому была вверена верховная государственная, гражданская и военная власть.

Апрель 1919г. польские войска захватили Лиду, Гродно, Вильно. ЦИК, СНК и Совет обороны эвакуировались в Минск.

В целях консолидации коммунистических правительств в мае 1919 г. ЦК РКП (б) подготовил проект директивы о военном единстве. 1 июня 1919 г. на заседании ВЦИК РСФСР при участии представителей Украины, Латвии, Литвы и Беларуси принимается декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Он предусматривал объединение военного командования, советов народного хозяйства, наркоматов финансов и труда, управления железнодорожным транспортом. Во исполнение декрета военное командование Западного фронта 7 июня 1919 г. преобразовало Литовско-Белорусскую армию в 16-ю армию РСФСР.

8 августа 1919 г. Красная Армия оставила Минск. 25 августа 1919 г., Литовско-Белорусская Советская Социалистическая Республика перестала существовать, т.к. вся её территория была захвачена войсками Польши и Литовской Тарибы.

Система польского управления захваченными белорусскими территориями. Непосредственное руководство осуществлял Генеральный комиссариат восточных земель, созданный при штабе Литовско- Белорусского фронта. Были созданы округа: Брестский, Волынский, Виленский и Минский, которые делились на поветы. Гражданская оккупационная власть подчинялась военному руководству. На оккупированной территории были восстановлены дореволюционные порядки: земля и заводы возвращены бывшим владельцам, а с крестьян предусматривалось взимание компенсаций за пользование землёй.

Руководство БНР надеялось, что Пилсудский, родившийся на Виленщине, будет содействовать созданию Белорусско-Польского федеративного государства, но эти надежды не оправдались, что привело к расколу в раде БНР. 13 декабря 1919г. антипольская часть (50 человек) создала Народную Раду БНР во главе с П. Крачевским и свой кабинет министров во главе с В. Ластовским, ориентировавшуюся на антипольский союз с буржуазной Литвой.

14 мая 1920г. войска Западного фронта (командующий М. Н. Тухачевский) перешли в контрнаступление. Контрнаступление войск Юго-Западного фронта (территория Украины) было назначено на 26 мая 1920г.

Красная армия освободила Ровно (4 июля), Минск (11 июля), Вильно (14 июля).

Для того чтобы буржуазная Литва не поддержала Польшу в войне с РСФСР, советское правительство признало независимость Литвы и передало 12 июля 1920г. в состав Литвы Виленский край (Вильно, Гродно, Лида, Ошмяны).

Летом 1920г. большевики-белорусы, Белорусская партия социалистов-революционеров, Бунд поставили вопрос о воссоздании белорусской государственности. Александр Мясников, Вильгельм Кнорин и ряд других влиятельных большевистских деятелей как и в 1918г. выступили против этого, предложив белорусам ограничиться культурной автономией в рамках Минской губернии. Однако белорусские социалистические силы во главе с Александром Червяковым 7 июля 1920г. создали Минский губернский революционный комитет, который 11 июля взял власть в свои руки, освободив Минск от польских интервентов. Белорусские социалисты- революционеры заявили о необходимости провозгласить независимость Беларуси, создать свою армию и провести выборы в которых будут участвовать все партии социалистической ориентации.

12 июля 1920г. Антанта предъявила Республике Советов ультиматум. От Советского правительства потребовали прекратить военные действия против польских интервентов и заключить перемирие. Была указана линия восточной границы Польши («линия Керзона»): Гродно - Яловка-Немиров - Брест-Литовск - Дорогуск - Устилуг, восточнее Грубешова, через Крылов и далее западнее Равы-Русской, восточнее Перемышля до Карпат. Красной Армии предлагалось отойти на 50 километров к востоку от этой линии. Антанта требовала подписать перемирие также и с Врангелем и объявить Крымский перешеек нейтральной зоной.

16 июля 1920г. пленум ЦК РКП (б) принял решение продолжать наступление. Одновременно, 16 июля 1920г. Центральный комитет Российской коммунистической партии большевиков создал Белревком.

(Минский ревком был преобразован в Белревком во главе с А. Червяковым, заместителем которого стал противник белорусской государственности В. Кнорин.) 31 июля 1920г. была повторно провозглашена Советская Социалистическая Республика Беларусь, но в границах только Минской губернии.

23 июля главком С.С. Каменев отдал приказ Западному фронту овладеть Варшавой. 12 августа Красная Армия подошла к Варшаве.

Однако польские войска смогли перейти в контрнаступление. К 25 августа войска Западного фронта отступили на линию Августов, Липск, Свислочь, Беловеж, Жабинка, Опалин, р. Западный Буг до Владимира-Волынского. Войска Юго-Западного фронта также отходили. 19 сентября польские войска возобновили наступление в Белоруссии, но значительного продвижения не добились. Польша, истощённая войной, была вынуждена пойти на заключение мира.

12 октября 1920 г. подписано перемирие, но польские войска продолжают наступление и 15 октября снова захватывают Минск. 17 октября Польша приступила к мирным переговорам (в Минске). 20 октября 1920г. фронт стабилизировался.

18 марта 1921 г. в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и УССР (БССР делегировала свои права делегации РСФСР) с одной стороны, и Польшей — с другой. Война окончилась.

Согласно договору советско-польская граница устанавливалась значительно восточнее «Керзона линии»: к Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии; обе стороны обязались уважать государственный суверенитет друг друга, взаимно отказывались от вмешательства во внутренние дела, от враждебной пропаганды, обязывались не допускать на своих территориях образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых направлена против другой стороны; Польша обязывалась предоставить русским, украинцам и

белорусам в Польше все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов; те же права предоставлялись полякам на территории РСФСР и Украины.

Тема 2.1.9 Беларусь в межвоенный период (1921-1941г.г.)

1 Переход к НЭПу, его особенности .

2 Индустриализация. Технический прорыв в 30-е годы.

3 Осуществление политики коллективизации и ее последствия для

БССР.

4 Общественно-политическая система БССР в 20-30-е годы.

1 Переход к НЭПу, его особенности

Переход к НЭПу - это попытка совместить социалистические принципы управления государственной экономикой и в первую очередь промышленностью и транспортом с экономическими законами и использовать частный капитал в интересах социалистического строительства.

Причины перехода к НЭПу: 1) массовое недовольство политикой «военного коммунизма» в деревне, выступления в городах и армии; 2) крушение идеи «введения» социализма путем ликвидации рыночных отношений; 3) стремление лидеров РКП(б) удержать власть любой ценой; 4) спад революционной волны на Западе.

Сложность НЭПа в Беларуси: 1) разруха 7 лет, мировая и гражданская войны. Промышленное производство в целом сократилось почти в пять раз (1/2 уничтожена, работают только 15% от всех предприятий); 2) фактически отсутствие промышленности; 3) расчлененность территории; 4) Слуцкое восстание (осень 1920г.); 5) введение чрезвычайного положения; 6) открытая граница с Польшей [1, 345].

Содержание НЭПа: в городе:1) больше самостоятельности в управлении госпредприятиями; 2) денационализация предприятий с числом работающих до 21 человек; 3) ликвидация уравнительной оплаты; 4) образование рынка свободной рабочей силы; в деревне: 1) замена продразверстки натуральным налогом; 2) ослабление государственного товарообмена, разрешение на частную торговлю; 3) ограниченное разрешение аренды земли и наемного труда; 4) развитие форм сельской кооперации; 5) право выбора форм землепользования (в том числе и хутора).

Особенности проведения политики в Беларуси: 1) из-за политических и экономических сложностей НЭП

проводился с 1923г.;

2) ведущие позиции частника, особенно в розничной торговле (90 % всех предприятий и 85 % товарооборота);

3) высокая доля частного капитала и преобладание мелких предприятий (из 60 тыс. предприятий на 58 тыс. из них занято по 2-3 наемных работников;

4) в удельном весе промышленное производство состояло не более 1/4;

5) высокие темпы прироста производства, особенно после вхождения республики в состав СССР;

6) традиции индивидуального ведения сельского хозяйства (посемейно) [6, 432; 10, 343].

В самой сути НЭПа были заложены противоречия, которые проявились по мере её реализации:

• 1. Политическая монополия большевиков - плюрализм форм собственности и хозяйственных укладов.

• 2. Курс на строительство социализма в одной стане - необходимость активизации внешнеэкономической деятельности, усиления контактов с внешним миром.

• 3. Проведение индустриализации, создание мощного ВПК - отсутствие инвестиций в промышленность из отечественных и зарубежных источников.

• 4. Курс на построение общества социального равенства и социальной справедливости - усиление социального расслоения. Формирование «новой буржуазии» (нэпманов) и «новой аристократии» (партийно-советской номенклатуры).

Эта политика привела к дроблению крестьянских хозяйств (из-за непосильного налогового бремени) и в результате - к уменьшению товарной продукции (13% от всего сбора). Ограничение и мелочная опека частной торговли и частных предприятий вызвало искусственный дефицит ряда промышленных товаров. Процесс инфляции 1928 г. Предопределил нежелание крестьян продавать хлеб за обещанные деньги. И очередной рыночный кризис был расценен как кризис политики и был использован для перерастания административного начала в традиционную политику и ликвидацию хозяйственной системы НЭПа.

Введение НЭПа способствовало усиленному восстановлению хозяйства. Более быстро восстанавливалось сельское хозяйство БССР, валовая продукция которого уже в 1926 г. значительно превысила довоенные показатели. На хуторскую систему землепользования вышло около 13% крестьян (столько же, сколько во время столыпинских реформ). В 1925 г. удельный вес середняков составил уже 60 % [6, 450].

2 Индустриализация. Технический прорыв в 30-е годы

Проведение индустриализации в БССР, как и в целом в СССР, объяснилось необходимостью создания крупного машинного производства в отраслях промышленности и явилось частью процесса модернизации советской страны.

К исходу первого десятилетия Советской власти страна оказалась на той же

Начальной стадии индустриального преобразования, которого Россия достигла

Накануне Первой мировой войны.

Крах надежд на всемирную социалистическую революцию привел к тому, что

в середине 1920-х гг. провозглашается курс на построение социализма в одной

отдельно взятой стране. Необходима была мобилизация внутренних ресурсов

для ускоренного создания тяжёлой промышленности (основа оборонноспособности ), развития науки и техники. Любой вариант перехода к индустриальному обществу осуществляется болезненно. В СССР это было особенно сложно:

1) надежда только на внутренние накопления ( доля накоплений порой доходила до 44% ). Это позволило расширить производство, но и сократить потребление.

2) создавались самые передовые отрасли - энергетика,

машиностроение, химия.

3) установка на максимальные темпы. Это означало конец НЭПа. Усиливается централизованное плановое руководство экономикой страны. Пробудила точка зрения И.Сталина - курс на форсированный вариант индустриализации.

Этот вариант вошел в историю как политика "Большого скачка".

Её характерные черты:

1) централизованна система управления.

2) планово-распределительная система концентрации ресурсов на ключевых направлениях.

3) коллективизация сельского хозяйства.

4) "культурная революция".

5) низкий жизненный уровень населения. 6) внеэкономические методы принуждения. 7) развитие поощрение трудового энтузиазма масс.

Крайне болезненно решалась проблема накоплений. Доходы от промышленности не покрывали расходы. Во многом успех индустриализации объяснялся поиском новых источников: высокие цены при низкой зарплате, внутренние займы, высокие налоги, насильственная коллективизация, искусственная инфляция, монополия на водку и т. д.

Экономика Белоруссии была неотъемлемой частью экономики СССР, и индустриализация являлась частью единого процесса. Вместе с тем в республике имелись и свои особенности, и свои трудности. К трудностям следует отнести:

1) преобладали отрасли, специализирующиеся на переработке сельскохозяйственной продукции и мясного сырья;

2) мелкие кустари давали более 40% всей промышленной продукции;

3) 72% всех рабочих республики заняты в ремесленно-кустарной промышленности (по СССР в среднем 60%) [9, 172 -173];

4) острый недостаток финансовых средств;

5) нехватка подготовленных специалистов и руководителей (В 1927 г. в хозяйстве республике занято 474 специалиста - это 1,9% к общему числу работников, 90% руководителей имели начальное образование.) В 1927 г. в БССР было только 82 инженера с высшим образованием [6, 450].

Вместе с тем в республике имелись условия для интенсивного промышленного развития:

1) значительные запасы торфа (для энергетики);

2) избыток рабочей силы;

3) нужда в товарах;

4) географическое положение БССР и удобные пути сообщения.

Индустриальное развитие республики началось уже в 1926 г. С этого времени и до конца первой пятилетки (1932 г. отчётливо наблюдались особенности в индустриальном развитии:

1) ставка на развитие лёгкой и пищевой промышленности;

2) темпы выше общесоюзных (т.к. в целом по СССР главное внимание на развитие тяжёлой промышленности);

3) запрет на строительство крупных предприятий ( кроме лёгкой промышленности );

4) широкое привлечение возможностей ремесленного производства.

Особенности были обусловлены:

1) достаточными запасами местного сырья;

2) сложившимися кадрами;

3) cуществующими традициями.

Часть капиталовложений было направлена на развитие энергетической, машиностроительной и промышленности стройматериалов.

Во второй пятилетке (1933-1937 гг.) выявились новые особенности нашей индустриализации:

1) были репрессированы многие руководители БССР, отстаивающие необходимость сбалансированного развития;

2) хозрасчётный механизм в экономике сменила командно- административная система; 3)форсирование коллективизации обернулось падением сельскохозяйственного производства, что повлекло сужение сырьевой базы;

4) индустриализация потребовала больше рабочих, а их подготовка и образовательный уровень не соответствовали требованиям производства;

5) постоянный поиск "врагов народа", как правило, это были специалисты, ослаблял техническое руководство промышленностью.

В результате объём промышленного производства вырос в республике в 1,9 раза. Это в 2 раза запланированного и намного ниже общесоюзного показателя. Следует признать успех индустриализации в БССР. К концу второй пятилетки республика давала уже 2,2 % всей валовой продукции промышленности СССР [6, 457]

За период 1929 - 1940 годов с помощью других республик в БССР было построено и реконструировано более 1860 предприятий. Они давали более 80% всей продукции. Возникли и стали ведущими такие отрасли, как станкостроение, производство радиоаппаратуры, сельскохозяйственное машиностроение. Индустриальными центрами стали Минск, Витебск, Могилёв, Гомель. Соответственно в 3,3 раза выросли кадры рабочего плана и составили 700 тысяч человек, в том числе 240 тысяч в промышленности. Число ИТР выросло до 9 тысяч человек. Созданная структура промышленного производства республики соответствовала отведённой роли в общесоюзном разделении труда и внутренним потребностям. С другой стороны, быстрые темпы индустриализации, необходимость существенных средств для её осуществления ухудшали материальное положение населения. Реальная заработная плата достигла уровня 1928 года только в 1940 году, огромную цену заплатило за индустриализацию крестьянство [1, 353].

3 Осуществление политики коллективизации и ее последствия для БССР.

За годы НЭПа белорусская деревня окрепла, число бедняков сократилось до 30%. Уже в 1926 году был превышен на 12% сбор зерновых довоенного уровня. В середине 20-х годов в БССР имелось свыше 776 тыс. крестьянских хозяйств. Экономические связи между собой и предприятиями они в основном осуществляли через рынок. Вот почему в первую очередь возникла потребность в объединениях, обеспечивающих сбыт, закупку промышленных товаров, кредитование хозяйств - кооперация. В 1927 году в республике различными формами коопераций было охвачено более 60% всех крестьянских хозяйств. Появилась и производственная кооперация - ТОЗы, колхозы. Однако эта форма кооперации в республике была незначительна (около 4% всех хозяйств) из-за нерентабельности (в основном бедняки) и отсутствия традиций [7, 129; 5, 459].

Чтобы найти средства для проведения «сверхиндустриализации», были снижены закупочные цены на сельхозпродукцию, что вызвало нежелание крестьян продавать хлеб по низкой цене. Возник так называемый «хлебный кризис» 1928 - 1929 гг. В нем обвинили зажиточных крестьян. Начались использоваться меры насильственного изъятия зерна.

Колхозная система рассматривалась советским руководством как удобная форма контроля и выкачивания хлебных и сырьевых ресурсов из деревни, поэтому с 1929 года набирает силу процесс форсированной коллективизации.

Однако к созданию колхозного строя в целом привели более глубинные причины:

1) индустриализация и связанная с ней урбанизация предъявили повышенный спрос на сельхозпродукты и сырье;

2) деревня должна была финансировать индустриализацию за счет дохода от продажи на крестьянском рынке промышленных товаров;

3) низкая товарность единоличника - менее 20%;

4) социальная реализация планов социалистического строительства в СССР (Сталинский курс) была возможна только с ликвидацией мелкого собственника-единоличника.

Сплошная коллективизация сельского хозяйства была связана с массовым и быстрым объединением мелких крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства, которая началась с 1928 года. За годы первой пятилетки основными направлениями коллективизации были: 1) создание колхозной системы; 2) экономическое и административное давление на единоличника; 3) политика «раскулачивания»; 4) помощь города селу (посылка активистов - в БССР 600 человек, создание МТС, кредиты и товары). Однако эта помощь пока мала.

При проведении коллективизации применялись силовые методы. В экономическом плане это «прогрессивный» налог на кулака и единоличника. А в административном плане - это арест, высылка. Наиболее эффективным из последних следует считать «раскулачивание» (любой крестьянин, не пожелавший вступить в колхоз, мог быть объявлен кулаком). Следует заметить, что к кулакам в БССР относили примерно 4,2% крестьянских хозяйств, а раскулаченных было до 15% по отдельным кругам. Это 75,5 тыс. всех крестьянских хозяйств.

Трагедия коллективизации в республике заключалась в том, что здесь имелись яркие особенности развития и ведения сельского хозяйства, которые не вписывались в общесоюзную стратегию коллективизации (дать больше зерна). К ведущим из них следует отнести: 1) аграрное переселение; 2) нехватка земель; 3) специализация на животноводстве; 4) хуторская система; 5) исторически сложившаяся тяга крестьян к единоличному ведению хозяйства. Исходя из особенностей, все планы в БССР были рассчитаны именно на подъем крестьянской семьи. Коллективизация рассматривалась лишь как перспектива. В Беларуси к концу первой пятилетки планировалось коллективизировать около 80 тыс. крестьянских дворов (9,8%), которые должны произвести не менее 12% всей валовой продукции сельского хозяйства. Это был напряженный, но вполне реальный план. Однако под нажимом Москвы в БССР план пересматривался 10 раз в сторону его увеличения.

Чем было вызвано наличие развитой хуторской системы? Во-первых, преобладающая (3/4 всех дворов) подворно-участковая форма землепользования; Во-вторых, земельная неустроенность - болота и леса занимали 40% всей земли; В-третьих, низкое качество земли (обилие песка и камней) заставили крестьян искать более интенсивные формы землепользования в виде хуторов и отрубов.

К 1марта 1930 г. Было коллективизировано 58 % всех хозяйств. Нарастание скрытного, а порой и явного сопротивления (только в 1930г.было 500 открытых выступлений) заставило советское руководство вернуться к принципу добровольности. Итог: в колхозах осталось только 11% всех хозяйств [5, 464;2, 310]. С осени 1930 г. Путём усиления административного и налогового давления ( высокие налоги на единоличника, порой более дохода с индивидуального участка, аресты и угрозы, товарная блокада деревень, активная агитация) процесс коллективизации ускорялся. В 1934 г. в колхозах оказалось 75% всех крестьянских хозяйств. В БССР были репрессированы более 300 тыс.крестьян, выселено (переселено) 700 тысяч [2, 310; 5, 465].

За годы второй пятилетки ситуация заметно меняется:

1) темпы коллективизации падают, методы несколько смягчаются;

2) основной упор сделан на организационно-техническое укрепление колхозов;

3) первые успехи индустриализации позволили начать техническое оснащение деревни МТС (их уже более 200);

4) развитие высшего и среднего образования сделали возможным укрепить село специалистами;

5) колхозы стали получать больше кредитов.

За годы второй пятилетки коллективизация в основном была завершена. Перед Великой Отечественной войной социалистический сектор охватывал 99% крестьянских дворов. На один колхоз приходилось 75 дворов, 285 га. пашни, 75 голов КРС. Колхозы превратились в основного поставщика сельхозпродуктов и сырья. Несколько выросла урожайность зерновых- до 6,9 ц. с га (были и выше)[7, 297].

Но не восстановлено довоенное поголовье скота. От проведения коллективизации выиграл город. С 1935 г. отменена карточная система. Ускоренными темпами осуществляется индустриализация.

Следует заметить, что сплошная коллективизация не была подготовлена ни экономически, ни политически. Нельзя было сразу изменить и психологию крестьянина. В результате ускоренного производственного кооперирования колхозы оказались малоэффективными. Бедные колхозы не могли сделать зажиточной жизнь своих членов. Половину, а то и более своих доходов колхозники получали с приусадебных участков. Только с 1940 г. Наблюдается рост производство продуктов питания (зерна раньше), а потребление па душу населения даже сократилось. Колхозы стали важным звеном командно-административной системы.

Социалистическое преобразование деревни, коллективизация сельского хозяйства осуществлялись нелегко и непросто. Они имели исторические последствия для укрепления позиций социализма, означали изменение всего уклада жизни основной массы населения республики на социалистических основах.

Однако методы, которыми осуществлялось обобществление сельского хозяйства,

перегибы при проведении коллективизации не могут быть оправданы. (Хотя здесь заложена российская "традиция" разрешения проблемных вопросов развития страны!).

4 Общественно-политическая система БССР в 20-30-е годы

В межвоенный период (20 - 30 гг) общественно-политическая жизнь в республики, как и во всей Советской стране в целом, была полна противоречий, тесно связанных с социально-экономическими прорцессами, которые происходили в те годы: трудовой энтузиазм сочетался с его страхом перед беззаконием; стремление сроить социализм и лишения; обращение к нроду и рост бюрократизма. Строился социализм как понимали его руководители государства в 20-ые гг : 1) тотальное обобществление; 2) ликвидация собственника вообще; 3) создание глубоко идеализированного общества. Эту мысль чётко выразил секретарь ЦК ВКП(б) В.Молотов: "Ведь в чём, собственно говоря, заключается социализм, - управлять государственным хозяйством". На практике постепенно утанавливалась атмосфера всеобщей подозрительности, произвольное толкование законов, повсеместно выживались "враги", поощрялось доносительство. Происходила методическая и массированная обработка общества, направленная на то. Чтобы воспитать послушных исполнителей, укоренить мысль о безгрешности и безошибочности высшего руководства страны. В обществе были созданы условия, когда грубо игнорировались права человека.

В условиях НЭПа (до конца 20-ых годов) в республике наблюдался общественно-политический подъём: 1) повсеместно отмечался яркий оптимизм в успехе социалистического строительства; 2) рассширилась компетенция Советов как органов власти, активно вовлекались трудящиеся в работу местных Советов; 3) проводилась административно-территориальная реформа; 4) в 1927 г. принята новая Конституция БССР, провозгласившая курс на демократизацию; 5) процесс образования СССР; 6) политическая амнистия 1923 года. В целом в середине 20-ых годов в общественно- политической жизни существовали и боролись две тенденции - курс на демократизацию в условиях НЭПа и продолжение курса политики военного коммунизма, тенденция монополизации КПБ всей политической жизни.

С победой сталинской линии в ВКП(б) в общественно-политической жизни республики:

усилилась директивная система управления;

возросла роль партийно-государственного аппарата;

система законов подгонялась под линию партии;

страна стала жить в условиях силовых методов решения политических задач, начинается период массовых репрессий;

руководители, имевшие свою точку зрения, порой несоответствующей офицальной политики, прежде всего люди образованные и честные, преследовались и сурово карались.

Грубые нарушения прав человека объяснялись сталинской теорией об обострении классовой борьбы по мере движения к социализму. Это положение вождя стало теоритической базой массовых необоснованных репрессий. В Беларуси как и в целом по СССР эти деформации в политической жизни прикрывались видимостью демократии, обращением к массам.

Следует отметить три устоя, на которых сформировался сталинизм:

1) абсолютизация и догматизация марксизма;

2) создание разветвлённого административного аппарата (тотальная бюрократия);

3) абсолютизация насилия.

В Беларуси политические репрессии начались уже в конце 20-ых годов. По обвинению в так называемом национал-демократизме начинается процесс уничтожения национальной творческой интеллигенции. Потом очередь дошла до всех участников в белорусском национальном движении. В1930-31 гг - дело о "нацдемовской контрреволюционной организации". Потом процессы над участниками исторических "Объединённого антисоветского подполья", "Белорусской народной грамады". Шёл постоянный процесс поиска "врагов"и "вредителей". В БССР до войны было уничтожено примерно 250 тысяч человек [2, 305]. Столько же сослано в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. Страна жила в атмосфере страха и подозрительности.

Массовые репрессии были вызваны:

1) устранением "опастных" для режима деятелей;

2) стремление удержать власть с целью реализации идеалов (в сталинском понимании) социализма;

3) свалить на невиновных провалы в экономической и социальной политике;

4) держать в повиновении народ ( выросло новое поколение);

5) иметь бесплатную рабочую силу для реализации грандиозных проектов.

В 30-ые годы в стране сложилась система, которая называется

"административно-командная" ( разновидность тоталитаризма). Для неё характерны: 1) единая официальная идеология; 2) единая массовая партия; 3) монополия партии на государственный аппарат и информацию; 4) полицейский контроль перерастает в террор против личности; 5) вождизм.

Были конкретные причины формирования токой системы.

Объективные :

1) низкий уровень развития капитализма в России до 1917 года;

2) подавляющее большинство крестьянства в населении страны, которая имела низкий уровень граммотности и культуры;

3) отсутствие демократических традиций;

4) стремление большей части населения к сильной власти как заступнице.

Субъективные:

1) утверждение однопартийной системы;

2) отсутствие четкой концепции строительства социализма;

3) всевластие и бесконтрольность государственного и партийного аппарата;

4) неограниченная власть и обожествление И.Сталина;

5) ликвидация всех лиц и форм оппозиции;

6) умелое манипулирование массами, эффективная партийная пропаганда и агитация;

7) низкий культурный и образовательный уровень руководителей, особенно местного звена (даже среди секретарей райкомов и горкомов в конце 30-ых годов 70% имели начальное образование).

Таким образом, к концу 30-х годов в стране была реализована сталинская модель государственного социализма. Труженник был отделен от результатов своего труда. Всё было обезличено. К минимуму были сведены товарно-денежные отношения.

Вместе с тем, в результате осуществления индустриализации значительно выросли производительные силы. Планирование народно­хозяйственной деятельности на всех уровнях - от общества в целом до отдельного предприятия, распределение по труду и с общественных фондов потребления, общедоступность социально-культурных благ, коллективная организация труда. Всё это дало возможность внушить народу, что победил социалистический строй, и массы трудящихся, видя реальные перемены, верили этому, принимая деформированный социализм за действительный.

Тема 2.1.10 Беларусь в период соревнования мировых сверхдержав

1 Положение народного хозяйства БССР в первое послевоенное десятилетие: пути и методы восстановления экономики.

2 Развитие промышленности, сельского хозяйства в 70 - 80-е годы ХХ века.

3 Общественно-политическая жизнь во второй половине 40-х - начале 80-х годов.

4 БССР на международной арене.

1 Положение народного хозяйства БССР в первое послевоенное десятилетие: пути и методы восстановления экономики

В результате войны, экономика Беларуси оказалось почти полностью разрушенной. В 1945г. уровень промышленного производства в республике был в 5 раз ниже, чем в 1940г. Полностью или частично было разрушено большинство городов и значительная часть сельских населенных пунктов. В связи с огромными разрушениями Минска даже ставился вопрос о переносе столицы в Могилев. «По общему уровню развития экономика республики была отброшена до уровня 1928г., а по некоторым отраслям - до 1913г.»[1].

В восстановлении экономики Беларуси выделяются два этапа: 1943- 1945г.г. - с начала освобождения республики и до окончания войны; 1946- 1950г.г. - послевоенное возрождение в рамках четвертого пятилетнего плана развития.

Восстановление осуществлялось за счет общесоюзных фондов (55% от общей суммы)[2]. Помощь оказывали другие республики, которые избежали гитлеровской оккупации. Наша страна получила часть германских репараций. Однако основная тяжесть восстановительных работ легла на плечи белорусского народа.

Основными направлениями восстановления экономики являлись следующие:

1. Особое внимание уделялось восстановлению энергетической базы, т.к. все основные электростанции были выведены из строя. Первоначально предприятия и города обеспечивались энергопоездами, которые прибывали с России. Но уже к концу 1945г. было восстановлено 46% энергетического потенциала республики к довоенному уровню .

2. Началась активная работа по развитию металлообрабатывающей промышленности и машиностроения. Это осуществлялось за счет централизованных поставок металлообрабатывающих станков, промышленного оборудования, даже целых заводов и металлообрабатывающих предприятий. Оказывалась помощь квалифицированными кадрами. В 1944г. в республике начали работать 196 машиностроительных предприятий. Налаживается выпуск военных материалов, ремонт и сборка самолетов, танков, автомобилей. О темпах восстановления свидетельствует тот факт, что уже через три месяца после изгнания немцев из Минска началась сборка автомобилей на Минском автомобильном заводе. В 1945г. дал фронту Минский авиационный завод самолет ЯК-9.

3. Восстанавливаются пути сообщения. К концу 1945г. было восстановлено 2574 км железнодорожных путей.

4. С Большими трудностями восстанавливалось сельское хозяйство. Начинают работу восстановленные колхозы и совхозы, возобновляются МТС, восстанавливается поголовье крупного рогатого скота, растет число птицы и свиней. Однако не было необходимой кормовой базы для животноводства, значительные трудности были связаны с недостатком квалифицированных кадров, был ограниченным семенной фонд, посевные и уборочные работы зачастую проходили при ограниченном количестве техники. В целом сельское хозяйство не могло обеспечить страну необходимыми продуктами питания, о чем свидетельствует сохранение до 1947г. карточной системы продуктового обеспечения населения.

Серьезные изменения в с/х происходят в западных областях. Это связано с проведением коллективизации.

Обновление тяжелой промышленности (производство средств производства) создает путь для производства предметов потребления (легкая, продовольственная, местная промышленность). Построены Минский и Гродненский тонкосуконные комбинаты, реконструированы кожевенные и обувные предприятия, льнозаводы, быстро развивается швейная промышленность. В результате производиться больше чем до войны шерстяных и льняных тканей, резиновой обуви.

Возобновляется производство мясомолочной промышленности. Заново создается сахарная, макаронная, консервная промышленность. Процесс обновления промышленности осуществлялся на новой технической основе с одновременным строительством новых предприятий. В сельском хозяйстве был проигнорирован принцип добровольности, применялись репрессивные меры даже против середняков. Крестьяне насильно лишались земли и средств производства, многие семьи ссылались в отдаленные районы. В связи с Постановлением Совета Министров СССР «О выселении кулаков с Белорусской ССР» (сентябрь 1951г.). За пределы Белоруссии только в 1952г. была выселена 4431 "кулацкая" семья[3]. Колхозы и совхозы рассматривались не как самостоятельные с/х коллективы, а как производственные организации, управляемые сверху. Проводилась жесткая налоговая политика. Налогом облагались плодовые деревья, ульи пчел, скот и даже птица, которая принадлежала колхозникам. Устанавливались низкие цены на всю с/х продукцию. Эти цены не соответствовали трудовым и материальным затратам[4].

5. Восстановление производственной сферы способствовало улучшению положения населения. Об этом свидетельствует отмена карточной системы (декабрь 1947г.). Идет строительство жилья. Налаживается медицинское обслуживание населения, проводится массовое санитарное обследование жителей всех регионов Беларуси. К 1949г. восстановлена сеть медицинских учреждений. Оказывалась материальная помощь инвалидам Великой Отечественной войны, семьям фронтовиков и партизан. Многие из них освобождались от налогообложения, помощь начали получать одинокие и многодетные семьи. Для детей-сирот строятся детские дома. Развивается система санитарного обслуживания[5]. Преодолены последствия военных разрушений, возрождена экономика, созданы новые отрасли производства, значительный импульс в развитии получило сельское хозяйство. Однако социально-экономическое развитие сформировалось существующей централизацией, административно-командными методами управления.

6. Совершенствуется система управления. В 1946г. Совет

Народных Комиссариатов был преобразован в Совет Министров, наркоматы - в соответствующие министерства. Однако в системе управления существовала чрезмерная централизация, ограничивалась самостоятельность союзных республик, недостаточно развивались товарно-денежные

отношения .

2 Развитие промышленности, сельского хозяйства республики в 70 - 80-е годы ХХ в.

Реформы 60-х гг. дали определенный эффект, но он оказался ниже ожидаемого. Продолжала доминировать приверженность не экономическим методам управления, а командно-административным. В этом главная причина неудач проводимых реформ.

В 70-е годы в экономике продолжилась прежняя линия. Ставились задачи обеспечения значительного подъема материальной и культурной жизни народа, повышения эффективности производства. Предусматривалось внедрение достижений научно-технического прогресса. Эти задачи были определены в планах девятой (1971 - 1975 гг.), десятой (1976 - 1980 гг.) и одиннадцатой (1981 - 1985 гг.) пятилеток.

Делается акцент на техническое переоснащение промышленности, внедрение высокоэффективной техники. За 1970 -1985 гг. было введено 186 промышленных предприятий: завод автоматических линий в Барановичах, инструментальный завод в Орше, заводы сельскохозяйственного машиностроения в Лиде и Бобруйске. Получают дальнейшее развитие все виды транспорта[6]. Появляется новый вид современного транспорта - метро. Первая линия Минского метрополитена вступила в эксплуатацию в 1984 г. Значительное внимание уделяется развитию и совершенствованию машиностроения, т.к. оно являлось основой технического переоснащения всех отраслей народного хозяйства. Предпринимаются попытки создать такие технические средства, которые смогли бы механизировать и автоматизировать трудоемкие виды производства, значительно снизить долю ручного труда. Начиная с 70-х годов эта программа реализуется в Беларуси.

Развитие Беларуси определяется ростом энергетического потенциала, появляются новые отрасли - приборостроение и радиоэлектроника, химия и нефтехимия, устойчиво развиваются легкая, деревообрабатывающая, мясомолочная и другие производственные направления.

В 1970 - 1985 гг. продолжилось строительство, и были введены в действие газопровод Торжок - Ивацевичи, нефтепровод Полоцк - Витебск, Полоцк - Минская обл. Расширяется сеть телефонной и радиосвязи, телевидения. Они используются в системе управления. Укореняется автоматизированная система управления народным хозяйством (АСУ).

Таким образом ,в развитии промышленности, транспорта связи происходят разительные перемены. В 1985 г. против 1960 г. в республике увеличился почти в 8,9 раза[7]. Создана мощная энергетика, получают распространение комплексно-автоматизированные участки, цеха, производства, появляется робототехника.

Но экономика Беларуси, как и в целом экономика СССР, стала снижать темпы роста. Прирост продукции промышленности в СССР в 9-й пятилетке составил 5,1%, 10-й - 3,8%, 11-й - 3,1%[8]. Уменьшался прирост национального дохода, промышленности, снижается производительность труда. Снижалась инициатива трудовых коллективов. Нерационально использовались трудовые и материальные ресурсы. Появилась инфляция.

Экономика БССР продолжала развиваться в значительной мере по ЭКСТЕНСИВНОМУ пути. НТП в большей степени затрагивал военно- промышленный комплекс. Огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным.

В сложившихся условиях нарастает контроль и централизация. Идет быстрый рост министерств и ведомств. Если при образовании СССР было 10 наркоматов, в 1954 г. - 28 министерств и три государственные комитета, а в 60-х гг. их количество сократилось до двух десятков, то к началу 80-х гг. количество центральных ведомств приблизилось к 100. Управленческий аппарат возрос с 1960 г. по 1985 г. почти в 2 раза и достиг 18 млн. чел. Эти кадры отличались низкой квалификацией и профессионализмом. (45% имели высшее образование и несколько процентов - специальное управленческое образование)[9].

Начала доминировать система планирования выпуска продукции от достигнутого. Возрастает материалоемкость продукции и это свидетельствует об отставании СССР от западных стран. Например, продукция машиностроения СССР составляла 2/3 продукции

машиностроения США, но на ее выпуск тратилось трудовых ресурсов

больше в 1,7 раза, в 1,3 - металла, в 1,5 раза - производственных фондов .

Был сделан акцент на производство продукции группы «А» - производство средств производства. Снизилось производство средств потребления. Если в 1928г. доля группы «А» составляла 39,5%, а доля группы «Б» - 65,5%, то в 1986 г. - 75,3% и 27,4 % соответственно. Форсированный рост группы «А» вызвал нехватку инвестиций для отраслей группы «Б», что консервировало отсталость последних. В руководстве страны формируется взгляд на производство предметов потребления как на второстепенную отрасль.

В значительной степени вышеуказанные недостатки компенсировались финансовыми поступлениями от экспорта сырья, благо, что в начале 70-х гг. резко возросли на мировом рынке цены на нефть. Значительная часть средств идет на закупку импортной техники. При этом эффективность ее использования была весьма низкой.

Противоречиво происходит развитие сельского хозяйства. Идет процесс усиления МТБ. Усиливается энерговооруженность сельского хозяйства, что позволило механизировать значительную часть работ. Возрастают поставки удобрений, мелиорация земель, расширение пахотных земель. В республике создаются аграрно-промышленные комплексы. Они были призваны связать с/х производство, переработку с/х продукции, транспортировку, и сбыт переработанной продукции.

Но рост с/х производства не смог обеспечить спрос населения на данную продукцию. Начинают снижаться темпы прироста валовой с/х продукции: за 8-ю пятилетку этот прирост составил 21%, за 9-ю - 13%, 10-ю - 9%; 11-ю - 6%.

Сельское хозяйство постепенно становится сырьевым придатком городов, ограничиваются экономические интересы крестьян. Возрастают цены на с/х промышленную технику. Значительные налоги колхозы и совхозы платили сельхозтехнике, сельхозхимии (т.е. обслуживающим предприятиям). Плохо использовались кредиты, замораживались средства в незаконченном строительстве.

Раскрестьяниванию в с/х в значительной степени способствовало огосударствление колхозно-кооперативной собственности, формирование сближения государственной и кооперативной форм собственности. Проводимая политика «неперспективных деревень» и ограничение в получении крестьянам паспортов приводит к миграции сельского населения в города. Крестьянский уклад жизни теряет свою самобытность. С 1970 по 1986 гг. количество сельского населения Беларуси уменьшилось с 5094 тыс. до 3689 тыс. Нехватка рабочей силы компенсировалась привлечением рабочих, служащих, студентов на период уборочных и посевных работ, которые не владели необходимыми навыками и не были заинтересованы в производительном труде[10].

Усиливался административно-командный нажим на колхозы и совхозы, сохранялась мелочная опека. Снижается эффективность коммунистических идеалов. Таким образом, к началу 80-х гг. с/х оказалось в кризисном положении. Не росла практически урожайность зерновых. Она составляла 16 центнеров с гектара, в то же время как в Голландии эти показатели составили 70, Китае - 47, Венгрии - 53. (Данные по СССР). Урожайность в Беларуси составляла 21,5 центнера с гектара. Обостряется продовольственная проблема, увеличивается импорт с/х продукции. В середине 80-х гг. практически везде было введено нормированное обеспечение продуктами питания, вводятся карточки[11].

Таким образом, в 70-е - пер. половине 80-х гг. экономическое развитие Беларуси было противоречивым. Вырос экономический потенциал, имели место значительные научно-технические достижения. Вместе с тем нарастали кризисные явления, что требовало коренных изменений в существующей системе. Попытка их глобального решения была предпринята командой М.С. Горбачева.

3 Общественно-политическая жизнь во второй половине 40-х - нач. 80-х годов ХХ в.

В послевоенные годы сохранялась тоталитарная политическая система, которая сложилась в 20 - 30 -е года.

Первым шагом в общественно-политической жизни после войны стали выборы в Верховный Совет БССР (1947г), местные советы (1948г). Они прошли при высокой активности избирателей.

Но, к великому сожалению, Беларусь покрывает новая волна репрессий - очередные аресты, ссылки, ограничения на некоторые виды деятельности. Они продолжались до 1953 г. Необоснованно были репрессированы по политическим мотивам тысячи людей, которые позже были реабилитированы.

В 1951 г широкий отзвук получило «дело Саевича». Нарком просвеще