Причины активизации общественного движения

Тема 34 ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 60-90-х гг. XIX В.

 

Переходный характер экономикии социальной структуры 60-80-х гг. толкал различные общественные силы России на поиск оптимального пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу.

Сохранение сельской общины, самодержавия, крупного помещичьего землевладениядавало основание для утверждений об особом историческом пути России.

Форсированное развитие капитализма, которое стимулировалось государством, приводило многих к мысли об искусственности капитализма в России.

Негативные стороны развития капитализма на Западеприводили к отрицанию необходимости перехода к буржуазным отношениям, рождали идею некапиталистического развития.

Обнищание части крестьянствав условиях рыночных отношений, форсированного характера развития капитализма в России переживалось радикальной интеллигенцией как народное бедствие, вызывало стремление спасти крестьянство от "ужасов капитализма", создавало условие для распространения социалистических идей.

Непоследовательность внутриполитического курсаправительства Александра II, отход от политики либеральных реформ, высокая цена ускоренной модернизации страны, основное бремя которой ложилось на народные плечи.

Определенное влияние оказывали теории,проникавшие в страну с Запада.В частности, некоторое распространение получили идеи социализма , в том числе в форме бланкизма и др.

Некоторые особенности сознания и поведения русской интеллигенции, а также социальные условияспособствовали ее превращению в главного участника общественного движения: жажда свободы,без которой невозможно развитие личности, реализация профессиональных качеств и творческого потенциала интеллигенции, приводили ее к конфронтации с авторитарным режимом; " народолюбие" ,стремление "возвратить долг" народу, который своими страданиями и трудом позволил интеллигенции сформироваться, "вкусить" плоды науки; вера в свое особое историческое предназначение ( мессианизм русской интеллигенции), в способность указать народу и стране путь к спасению, жертвенность, стремление к уравнительной справедливости и другие качества интеллигенции, свидетельствующие о том, что, несмотря на свой атеизм, она сохраняла многие черты религиозного сознания; идеализм русскойинтеллигенции, ее вера в силу идеи, особое отношение к духовной жизни, просветительство.

Характер и уровень развития общественного сознания широких слоев населения, общинного крестьянства, наемных рабочих, мелких городских собственников, средних и крупных предпринимателей, не позволяли одним из этих социальных групп выйти за рамки стихийных и локальных выступлений, другим - подняться до участия в политическом процессе.