Общественное движение 40-х гг.

Славянофильствокак течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков , братья И.В. и П.В. Киреевские , К.С. и И.С. Аксаковы , Ю.Ф. Самарин и др.

Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал-либерализма. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от Шевырева, Погодина и Уварова, главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Одновременно, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл.

Основные положения теории славянофильства:

· важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность , а в основе самобытного российского пути развития лежат православие и национальный русский характер;

· в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;

· основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности ;

· Россия развивается ненасильственным путем;

· в России духовные ценности преобладают над материальными; Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты;

· крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности); для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский Собор;

· следует объединить всех славян под эгидой России; славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые "сверху" под давлением общества по принципу "царю - сила власти, народу - сила мнения".

Западничествооформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. В то же время, представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество отличалось оценкой характера развития страны и методов ее переустройства.

Основные идеи западничества:

· Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада;

· необходимо ликвидировать исторического отставания, восприняв опыт и духовные ценности Запада;

· в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить конституционную монархию;

· важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю; необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп;

· следует развивать образования и распространять научные знания; западники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ "сверху".