Социально-экономическая политика государства

Финансы

Во второй половине XVIII в. продолжалось развитие кредитно-финансовой системы. В 1769 г. были выпущены первые бумажные деньги - ассигнации, а в 1786 - создан Ассигнационный банк для организации их обращения. Но, в связи с растущими затратами на ведение войн и другие государственные расходы, к концу века бумажный рубль стоил лишь 66 копеек серебром.

В этот период государственные расходы опережали рост доходов на 20%, все увеличивавшихся налоговых и таможенных сборов не хватало для удовлетворения потребностей, и Россия впервые прибегла к зарубежным займам - в Голландии и Италии.

Начало обращения ассигнаций, а также и издание вексельного и банкротского уставов способствовали развитию товарно-денежных отношений в стране.

Основными социально-экономическими задачами государства в этот период являлись: приспособление правящего сословия- дворянства к развивавшимся товарно-денежным отношениям, приспособление крепостнического имения к новой экономической системы, и, в конечном итоге -укрепление обновленного дворянского феодального государства; с другой стороны, необходимо было способствовать экономическому укреплению страны, чтобы содействовать ее дальнейшему превращению в великую державу, обеспечить выполнение внешнеполитических задач, а также снять социальное напряжение, выливавшееся в выступления и даже восстания различных слоев населения. Екатерина II, сторонница свободной торговой и промышленной деятельности, считала своей задачей освободить предпринимательство "от притеснений".

Эти две задачи, объективно противоречившие друг другу, на данном этапе относительно успешно сочетались в экономической политике государства.

Политика в отношении дворянства. Прежде всего экономическая политика государства была направлена на обеспечение более широкого участия дворянства в предпринимательстве. Отдельные дворяне еще в эпоху Елизаветы стала приобретать заводы и организовывать винокуренные и текстильные вотчинные мануфактуры. Тогда былс оздан Дворянский заемный банк, выдававший ссуды под низкий процент (1754), введена монополия дворян на винокурение (с 1755).

Петр III предоставил новые льготы предпринимателям из дворян - в 1762 г. мануфактуристам недворянского происхождения было запрещено покупать к своим предприятиям крепостных, дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, что должно было направить их усилия в народное хозяйство.

Эти льготы были подтверждены и расширены Жалованной грамотой дворянству , изданной Екатериной II в. 1785 г. В 1782 г. отменялась "горная свобода" - землевладельцы были объявлены собственниками не только земли, но и ее недр. Но дворяне не очень охотно шли в предпринимательство из-за отсутствия достаточных средств и сословных пережитков в мировоззрении.

При этом вотчинная мануфактура получила распространение прежде всего в тех отраслях, которые выполняли заказ государства или где могло использоваться собственное сельскохозяйственное сырье. Дворянские предприятия в последней четверти XVIII в. - времени недолгого расцвета вотчинной мануфактуры - господствовали в винокуренной промышленности, суконном производстве. Горная промышленность Урала, за исключением казенных заводов, целиком основывалась на дворянских посессионных мануфактурах.

Однако усилиями в отношении облегчения дворянского предпринимательства было невозможно обеспечить полноценное развитие промышленности и торговли России.

Политика в отношении купечествабыла направлена на придание купеческому предпринимательству организованных форм и окончательное оформление купечества как феодального сословия.

Этому способствовала Гильдейская реформа 1775 г. Городское население в зависимости от размера капитала было разделено на мещан (менее 500 руб.) и купечество 3 гильдий, освобожденное от подушной подати. Купцы 1-й гильдии могли торговать за рубежом, 1-я и 2-я гильдии могли "иметь или заводить фабрики и заводы", были освобождены от телесных наказаний, а в 1776 г. и от рекрутчины.

Жалованная грамота городам 1785 г. , изданная одновременно с Грамотой дворянству, подтверждала и уточняла эти льготы (городское население делилось уже на 6 разрядов).

Ремесленное положение 1785 г.явилось еще одной попыткой организации мелкой городской промышленности. Формально основанное на принципе бессословности, положение, чтобы стимулировать создание цеховых организаций, запрещало ремесленникам, не записанным в цехи, работать в городах, где уже возникли такие организации.

Но эта мера не была действенной, так как касалась только городов и вступала в противоречие с общей политикой Екатерины в отношении предпринимательства.

"Экономический либерализм".Наибольшее значение для развития торговли и мелкой промышленности имели формально бессословные меры, поощрявшие предпринимательство. Еще в 1762 г. Екатерина отменила монополии в торговле и промышленности, дававшие привилегии отдельным предпринимателям, и многие откупа. В начале 1770-х гг. всем желающим было разрешено заводить ткацкие станы, заявив об этом в Мануфактур-коллегию и заплатив сбор. В 1784 г. вышел именной указ о поощрении местной легкой промышленности.

Главной "либеральной" мерой Екатерины стал Манифест 1775 г ., значительно облегчавший развитие предпринимательства. Представители всех сословий, включая крепостных, получили право "заводить станы и рукоделия", не испрашивая никаких разрешений и без всякой регистрации (поэтому обычно в литературе манифест 1775 г. называется манифестом о свободе предпринимательства ). Это способствовало быстрому росту крестьянских промыслов и кустарной промышленности.

Но политика " экономического либерализма " не была последовательной и полноценной, она не затрагивала сельское хозяйство и сочеталась со многими сословными ограничениями в торговле и промышленности. В целом, несмотря на личные взгляды Екатерины, речь шла о введении лишь отдельных элементов свободы предпринимательства.

Протекционизм.Развивая принципы свободной торговли в отношении внутреннего рынка, Екатерина II оставалась на принципах протекционизма в том, что касалось внешней торговли . Таможенные тарифы 1757, 1766 и, особенно,1782 гг. вводили высокие защитительные пошлины на товары, производившиеся в России. Импорт некоторых из них - железа, полотна, кож и пр. был вообще запрещен.