Сущность и структура национальной безопасности

Понятие национальной и международной безопасности: основные характеристики.

В предыдущих пунктах мы сформулировали понятие «национальные интересы» как основу политики государства. Но национальные интересы являются источником и другой важной категории политологии — национальной безопасности.

Впервые понятие «национальная безопасность» в политике было употреблено в 1904 г. президентом США Т. Рузвельтом в послании к Конгрессу. Именно интересами национальной безопасности обосновал Рузвельт присоединение зоны Панамского канала к территории США.

В последующие годы проблема национальной безопасности стала ведущей в политике и политической науке. Ею занимались такие известные политологи, как Г. Кан, Г. Киссинджер, Г. Лассуэлл, Г. Моргентау, Дж. Шлессинджер и др.

В России эта проблема получила известность вместе с рождением политологии как самостоятельной науки в 1990 г. Первыми результатами осмысления этой проблемы стало принятие 5 марта 1992 г. Закона о безопасности, создание Министерства по чрезвычайным ситуациям и Совета национальной безопасности. Составной частью безопасности является военная безопасность. Обеспечение военной безопасности — одна из важнейших целей военной политики, которая формируется высшим руководством страны на основании военной доктрины. Оно же решает вопросы обеспечения национальных интересов и национальной безопасности.

Понятие «безопасность» в применении к обществу означает благоприятные условия его существования и развития.

В политике понятие «безопасность» существует на трех уровнях:

1) безопасность личности (означает гарантию ее прав и свобод);

2) безопасность на уровне общества означает сохранение и развитие его материальных и духовных ценностей, его государственной независимости и территориальной целостности и называется национальной безопасностью;

3) безопасность на мировом уровне, когда сталкиваются национальные интересы различных обществ, называется международной безопасностью.

Наиболее часто употребляемым является понятие «национальная безопасность». Иногда под этим термином подразумевают все три уровня безопасности.

Мы уже отмечали, что понятие «национальная безопасность» было введено в политический лексикон американскими политиками. Американские политологи первыми приступили к осмыслению и разработке этого понятия. Преобладающим среди них был подход к национальной безопасности с точки зрения национальных интересов, которые, в свою очередь, опираются на национальную мощь (см. п.2 лекции). Таким образом, получалось, что национальная безопасность будет тем выше, чем мощнее нация. Такие представления возникли в первой половине XX в., когда мир не был так тесно заселен, когда было намного меньше суверенных государств — субъектов международной политики и, главное, когда эти страны не были так тесно связаны между собой.

Во второй половине XX в. мир сильно изменился. Появилось ядерное и другие виды оружия огромной разрушительной силы, почти втрое увеличилось население Земли, количество государств более чем утроилось, появились проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, наконец, надвигается угроза нехватки ресурсов.

В условиях густонаселенного мира, разделенного национальными границами, любая попытка улучшить свою национальную безопасность может отразиться самым негативным образом на безопасности соседей. Кроме того, появилось мнение, что применение ядерного оружия вызовет гибель жизни на Земле (даже раньше, чем от постепенно распространяющегося радиоактивного загрязнения почвы, воды и продуктов питания) от так называемой «ядерной зимы», вызванной подъемом в атмосферу огромного количества пыли, которая закроет доступ солнечной энергии.

Эта гипотеза, выдвинутая российским ученым А. Александровым, проверялась американскими экспертами в Канаде, где было сожжено несколько сот гектаров леса. Гипотеза подтвердилась, и уже с начала 1980-х гг. советские и американские политики заговорили о невозможности победы в ядерной войне, а политологи выдвинули концепцию всеобщей (международной) безопасности.

В 1982 г. по инициативе известного политика У. Пальме была создана Независимая комиссия по вопросам разоружения и безопасности, сформулировавшая принципы, на которых основана вышеуказанная концепция. Суть их в следующем:

♦ невозможно выживание во всеобщей ядерной войне и невозможна победа в ней;

♦ невозможно применение военных средств для разрешения споров в мире, перенасыщенном оружием массового уничтожения;

♦ принцип равенства вооружений более не гарантирует безопасность; достичь ее можно только снижением уровня военного противостояния;

♦ безопасность не может быть достигнута сокращением вооружений в одностороннем порядке, а только радикальными совместными действиями многих стран.

Еще более утвердилось мировое общественное мнение в верности концепции всеобщей (международной) безопасности, когда стали известны результаты Чернобыльской катастрофы 1989 г. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в процессе демократизации стран Восточной Европы и СССР эта концепция дополнилась новыми принципами:

♦ многовариантность общественного развития и право выбора нацией политической системы;

♦ приоритет общечеловеческих ценностей над национальными, блоковыми;

♦ отказ от наступательных военных доктрин и признание принципа оборонительной достаточности.

Из этих принципов вытекает содержание концепции всеобщей (международной) безопасности. Оно заключается в том, что в современном мире с его реалиями проблема безопасности вышла за национальные рамки. Безопасность сегодня может быть только всеобщей и равной:

Безопасность может быть либо для всех, либо ни для кого.

Безопасность более не обеспечивается наличием ядерного оружия и страхом перед ядерным возмездием. Безопасность достигается путем сокращения ядерного и другого оружия массового уничтожения до минимального и равного уровня.

Обеспечение безопасности становится задачей не военно-политической, а чисто политической, которая должна решаться только политическими средствами.

Безопасность должна быть основана не на национальной мощи и не на балансе сил, а на балансе национальных интересов, понимаемых как признанные мировым сообществом насущные потребности нации, на принципах международного права.

Исходя из вышеизложенного можно дать следующие определения национальной и международной безопасности.

Национальная безопасность — это такое положение нации, государства в международной системе, которое позволяет ему благодаря собственным усилиям и международному сотрудничеству без нанесения ущерба другим нациям, государствам обеспечить достойные условия существования и развития общества.

Международная безопасность — это состояние международной системы, исключающее возможность мировой или ограниченной ядерной войны, эффективно предупреждающее и устраняющее военные конфликты, гарантирующее национальную безопасность всех наций, государств.

Взаимосвязь национальной и международной безопасности состоит в том, что в современном мире первичным условием национальной безопасности является безопасность международная, базирующаяся на концепции всеобщей безопасности.

Следует подчеркнуть, что безопасность не ограничивается только военным аспектом. Основными слагаемыми международной и национальной безопасности являются:

♦ политическая безопасность, означающая стабильность международной и национальных политических систем, нерушимость границ, соблюдение Устава ООН, конституций и т. д.;

♦ культурная безопасность, понимаемая как обеспечение сохранения и развития культурных (нравственных, этических, религиозных, научных, искусствоведческих) ценностей;

♦ правовая безопасность обеспечивается разумностью законов и правовой культурой людей;

♦ экономическая безопасность, означающая непрерывное функционирование мировой экономики, взаимосвязь национальных экономик и свободу торговли с разумными ограничениями, взаимообмен в международном разделении труда с максимальной выгодой для каждой нации и т. д.;

♦ военная безопасность, достигающаяся общим сокращением оружия массового уничтожения и вооруженных сил до минимального уровня, обеспечивающего национальную безопасность общими усилиями по предотвращению военных конфликтов;

♦ экологическая безопасность, обеспечивающаяся международными и национальными усилиями по сохранению окружающей среды, экономному расходованию ресурсов, разумной демографической политикой и др.;

♦ гуманитарная безопасность, означающая обеспечение прав и свобод личности, ее достойного существования и развития.

В политологической литературе можно встретить и другие слагаемые безопасности.

Мы отмечали, что существуют три уровня безопасности: международная, национальная и личная. Достаточно подробно была рассмотрена международная безопасность, базирующаяся на концепции всеобщности.

Национальная безопасность отличается от международной тем, что, с одной стороны, направлена на международную систему, а с другой — вовнутрь конкретного общества, нации.

Важнейшими характеристиками внутренней стороны национальной безопасности, определяющими ее общие признаки, присущие и другим нациям, являются:

♦ общественное благополучие, означающее обеспечение условий достойного существования для всех членов нации;

♦ социальная справедливость;

♦ социальный прогресс, т. е. поступательное развитие общества;

♦ политическая, экономическая и социальная стабильность;

♦ развитие демократии;

♦ обеспечение прав человека.

Основными характеристиками национальной безопасности, определяющими ее внешнюю сторону, ее отличительными признаками являются:

♦ национальный суверенитет и независимость;

♦ национальная культурная самобытность;

♦ территориальная целостность и нерушимость границ;

♦ национальное единство и согласие;

♦ политическая система, конституция, избранная и утвержденная нацией;

♦ правительство и другие институты, обеспечивающие национальную безопасность.

В тоталитарном государстве, которое поглощает само общество, на первый план выходит проблема обеспечения не национальной, общественной безопасности, а государственной, понимаемой как незыблемость установленных институтов власти и навязанных общественных отношений. Для обеспечения государственной безопасности существует разветвленная сеть политической полиции, а нарушение установлений государственной безопасности квалифицируется наиболее тяжким преступлением.

В демократическом обществе тоже есть понятие «государственной безопасности». Но в этом обществе существует демократический порядок изменения конституции, а значит отпадает необходимость нелегальной деятельности по изменению политической системы. Политическая полиция здесь охраняет общество и государство от политического экстремизма.

Понятия «государственная безопасность» и «национальная безопасность» в демократическом обществе считаются понятиями одного уровня. В развитых демократических странах обычно в понятие «национальная безопасность» включается понятие «государственная безопасность».

В современной России, с учетом ее истории и традиций, в законе «О безопасности» (1992) эти понятия разведены. Этот закон определяет безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Третий уровень безопасности — личная безопасность. Безопасность личности — это гарантированное соблюдение прав и свобод, обеспечение достойного существования и развития для каждого члена общества.

Основным субъектом обеспечения безопасности личности является государство. «Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство».

В Российской Федерации существует система безопасности. Основные органы этой системы: президент; Федеральное Собрание; правительство; Совет безопасности; министерства и государственные комитеты в пределах своей компетентности. Особенно здесь следует выделить Министерство внутренних дел (МВД), Министерство иностранных дел (МИД), Министерство обороны (МО), Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Службу федеральной безопасности (ФСБ), Службу внешней разведки (СВР).

Основные функции этих органов:

♦ выявление и прогнозирование внутренних и внешних угрожающих факторов жизненно важным интересам личности, общества и государства, осуществление мер по их предупреждению и нейтрализации (табл. 12.1);

♦ создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

♦ управление этими силами в повседневных условиях и чрезвычайных ситуациях;

♦ осуществление мер по восстановлению функционирования объектов безопасности в пострадавших регионах;

♦ участие в мероприятиях по обеспечению международной безопасности в соответствии с обязательствами РФ.

Аналогично, но с учетом исторических и национальных особенностей действуют системы безопасности других развитых стран.

 

Классификация угроз

Состояние национальной безопасности Угрожающие факторы (угрозы)
национальной безопасности   По масштабу и направленности воздействия По сферам проявления
♦Чрезвычайное положение ♦Военная опасность ♦Военная угроза ♦Война (катастрофа) ♦Внешние угрозы:   глобальные; региональные; локальные   ♦Внутренние угрозы: национальные; региональные; локальные ♦Политическая:   ♦ Правовая ♦ Культурная ♦ Экономическая ♦ Военная ♦ Экологическая ♦ Гуманитарная