Торговля

Внутренняя торговлябыстро развивалась в условиях развития мелкого товарного производства, в том числе в виде промыслов, увеличения специализации районов на производстве определенных продуктов, возрастания спроса. Особенно активно росла крестьянская торговля продуктами промыслов и, особенно, сельского хозяйства.

Огромную роль играли ярмарки , расцвет которых пришелся на вторую половину столетия. Именно в виде системы оптовой ярмарочной торговли сложился всероссийский хлебный рынок. Действовали тысячи связанных между собой местных торжков , межобластных и всероссийских ярмарок. Самыми крупными из них являлись Макарьевская (на Волге), Нежинская (на Украине), Архангельская (на Севере), Ирбитская (в Сибири), Оренбургская.

Но формировались и центры постоянной стационарной торговли. Самым главным таким центров являлась Москва.

В то же время, речь шла не столько о качественном, сколько о количественном развитии российской торговли. Она оставалась в основном сезонной, слабо специализированной, плохо организованной.

Внешняя торговляимела относительно небольшой объем (3,5% мирового товарооборота в конце XVIII в.), но развивалась довольно быстро. Вывозились железо, парусное полотно, льняные ткани, пенька, лес, кожа.

Большую роль стал играть возникший при Екатерине II вывоз российского хлеба (через Петербург и Архангельск), но в условиях крепостничества производство товарного зерна не поспевало за ростом возможностей экспорта и доля хлеба в вывозе не выросла с 1760-х до 1790-х гг.

Главным внешнеторговым партнером России в Европе оставалась Англия, велась также торговля с Пруссией и Швецией, в Азии - с Персией, Турцией, Китаем, Бухарой.

Основной проблемой российской внешней торговли являлась ее зависимость от иностранных купцов, прежде всего английских купцов. Ввоз товаров в Европу и вывоз из нее на 9\10 находились руках иностранцев и производился на иностранных кораблях. Но тот факт, что уже 10-15% вывоза и ввоза контролировались российскими купцами свидетельствовал о прекращении гегемонии иностранцев и становлении собственно российского внешнеторгового предпринимательства.