Вопросы для самопроверки

1. Какой смысл вы вкладываете в термин "просвещенный абсолютизм"? Какие факты русской истории XVIII в. лежат в русле политики "просвещенного абсолютизма"?

2. Екатерина II писала генерал-губернатору А.А. Вяземскому: "Если не согласимся на уменьшение жестокости и умерение человеческому роду нестерпимого положения, то и против нашей воли сами оную возьмут рано или поздно". Говорит ли это о желании императрицы отменить или смягчить крепостную зависимость? Как связано это с понятием "просвещенный абсолютизм"?

3. Проанализируйте содержание Наказа Екатерины II Уложенной комиссии. О каких намерениях Екатерины II он свидетельствует? Почему работа комиссии пошла по другому пути?

4. Известный славянофил Аксаков считал, что Жалованная грамота дворянству 1785 г. положила начало процессу раскрепощения сословий. Завершился этот процесс освобождением крестьян в 1861 г. Сопоставьте положения Жалованной грамоты с условиями раскрепощения крестьян в 1861 г. Насколько факты подтверждают или не подтверждают концепцию Аксакова?

5. Историк В.О. Ключевский характеризовал период правления Павла I как "царство страха", а самого Павла I именовал "царственным деспотом", считал его душевно больным человеком. Другой историк Н.Н. Клочков считал, что Павел проводил антидворянскую политику, чем вызвал недовольство последних. Простой же народ ценил царя за справедливость, строгость и устранение злоупотреблений помещиков. Приведите факты, подтверждающие концепции Ключевского и Клочкова. Какая из приведенных концепций ближе к истине?

6. Каковы были причины последнего в истории России дворцового переворота, произошедшего в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.?