Нарушение электрической цепи аккумуляторной батареи.

Нарушение электрической цепи батареи обнаруживается по отказу в работе стартера при исправной цепи батарея – стартер, по низкому уровню напряжения. Оно может быть вызвано нарушением сварного соединения между аккумуляторами, расплавлением или обломом борна, а также обрывом полублока положительных электродов в результате коррозии токоотводов.

Признаком нарушения контакта в местах сварки токоведущих частей является нагревание места спайки при больших разрядных токах, потрескивание и дымление.

Признаком обрыва электрической цепи внутри аккумулятора является малая величина ЭДС без нагрузки и низкое напряжение под нагрузкой.

Трещины моноблока.

Трещины моноблока, внутренних перегородок моноблока и крышки батареи вызываются механическими повреждениями, ударами, вибрацией. Появление трещин может произойти также из-за плохого крепления батарей на машинах. Обнаруживаются при внешнем осмотре батарей, а также по быстрому снижению уровня электролита вследствие подтекания его через трещины.

Трещины во внутренних перегородках моноблока вызывают постепенный разряд смежных аккумуляторов батареи. Первым признаком такого повреждения обычно является неспособность батареи держать заряд и различие в степени заряженности отдельных аккумуляторов.

Незначительные трещины моноблока и крышки можно устранить заклейкой эпоксидными композициями или заваркой.

 

Если после пуска двигателя при работе со средней частотой вращения коленчатого вала при исправных аккумуляторных батареях и отключенных потребителях генератор не вырабатывает зарядного тока, следует проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводных ремней генератора (рис. 9).

 

Характерные неисправности генераторной установки приведены в таблице 4.

Причиной отказов в работе генератора может быть также нарушение электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Прежде всего необходимо убедиться в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, регулятора напряжения, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения генератора; с помощью контрольной лампы нужно проверить наличие тока в цепи возбуждения.

Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием: подсоединить дополнительный провод одним концом к плюсовому выводу неработающего потребителя, вторым концом - к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источнику тока. Если при этом потребитель будет работать неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, необходимо проверить надежность соединения его с «массой» автомобиля.

 

Таблица 4. Характерные неисправности генераторной установки

 

 

Неисправность Признак Причина Способ обнаружения
Генераторная установка не обеспечивает заряд аккумуляторной батареи Малый зарядный ток, низкий уровень контролируемого вольтметром напряжения. Окисление выводов аккумуляторной батареи. Нарушение правил эксплуатации и неисправность АКБ: трещины моноблока, сульфатация пластин и соответственно, повышенное газовыделение Визуально, запах кислотных испарений.
Слабое натяжение приводного ремня Визг при резком увеличении оборотов. Проверить прогиб ремня.
Неисправность генератора Проверить генератор на отдачу
Повышенное падение напряжение в местах соединений Проверить качество соединений и падение напряжения на контактах,.
Неисправность (нарушение регулировок вибрационного или контактно- транзисторного) регулятора напряжения. Проверить регулятор на уровень регулируемого напряжения
Отсутствие зарядного тока, вольтметр показывает напряжение аккумуляторной батареи. Нарушение целостности проводов, соединяющих элементы генераторной установки между собой и потребителями Проверить с помощью контрольной лампы на обрыв и замыкание, подтянуть болтовые соединения, проверить надежность штекерных соединений
Неисправность генератора Кратковременно замкнуть выводы "Ш" и "-" генератора с двумя выводами «Ш» ("Ш" и "+" регулятора напряжения генератора с одним выводом «Ш»). Если амперметр не показывает увеличения силы зарядного тока, а вольтметр- напряжения, генератор снять и отправить в ремонт
Неисправность регулятора напряжения. Если при выполнении операций предыдущего пункта наблюдается резкий бросок силы зарядного тока и напряжения- регулятор проверить с помощью контрольной лампы.
Повышенный уровень напряжения в бортовой сети Большой зарядный ток, вольтметр показывает высокий уровень напряжения. Неисправность регулятора напряжения Регулятор проверить с помощью контрольной лампы.  
Вибрационный или контактно- транзисторный регулятор разрегулирован в сторону увеличения напряжения Проверить регулировку регулятора напряжения  
Повышенное падение напряжения в контактных соединениях цепи между регулятором напряжения и бортовой сетью Проверить визуально или с помощью омметра состояние контактов. При необходимости зачистить, подтянуть или заменить контактные соединения в выключателе зажигания, предохранителях, штекерных или винтовых соединениях цепи, в том числе соединяющих регулятор напряжения с массой.  

 

 

Короткое замыкание возможно в местах крепления проводов скобами, у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания должно определяться в цепи от предохранителя к потребителю поочерёдным отключением проводов. Если при отключении провода предохранитель не срабатывает, то неисправность в отключенном элементе.

При обрыве проводов следует их сращивать, скручивая, а затем спаивая их жилы, или заменить новыми соответствующего сечения и длины. Место сращивания необходимо изолировать изоляционными трубками или изоляционной лентой.

Выводы по вопросу.