Вопросы для самопроверки

1. Какие внутренние предпосылки образования государства сложились у восточных славян в IХ в? Попытайтесь определить степень их зрелости.

2. В чем сильные и слабые стороны норманизма и антинорманизма?

3. Определите основные этапы образования древнерусского государства, подчеркните их особенности.

4. Можно ли считать, что государство сложилось во время правления Олега? Найдите доказательства тому, что процесс образования завершился лишь к концу Х в.

5. Каково историческое значение образования древнерусского государства?

 

ЛИТЕРАТУРА
к темам 1-2

1.Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля?// История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории РоссииIХ -нач. ХХв. М.,1991.

2.Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги: Русско -скандинавские отношения домонгольского времени // Славяне и скандинавы. М., 1986.

3. Ловмянский Л.А. Русь и норманны. М., 1985.

4.Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель.// Вопросы истории, 1991, 2.

5. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории РусиIХ-ХIвеков. Смоленск, 1995.

6.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

7. Седов В.В. Восточные славяне вVI-ХIIIвв. М., 1982.

8. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов// Вопросы истории.1991, 6.

9. Энциклопедия для детей. т.5.ч.1. История России. От древних славян до Петра Великого. М.,1995.

10. Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до ХVIIвека. М.,1994.

Тема 3
ДРЕВНЯЯ РУСЬ Х - НАЧАЛА XII ВВ.

1. "Русская правда"

Наряду с ПВЛ источником, в котором можно найти сведения о социально-политической истории Древней Руси, является "Русская Правда". Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества. (Известны три редакции Русской правды: Краткая, состоящая в свою очередь из Древнейшей Правды , или Правды Ярослава (1016 г.) и Устава Ярославичей (1072 ?), Пространной (ХII в) и Сокращенной).

Правда Ярослава. В первой статье Краткой редакции Русской Правды говорится о праве кровной мести за убийство свободного "мужа". С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но с другой, некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют об их распаде и усилении власти князя.

Само появление Русской Правды в нач. ХI в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что, в свою очередь, укрепляло его престиж, а следовательно, и власть. Таким образом, разложение рода, появление социальных "изгоев", увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении Русской Правды, пришедшей на смену традиционному, неписаному праву.

В Правде Ярославичейкровная месть уже запрещена. Кроме того, она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. Помимо челяди (рабов), о которой говорилось еще в договоре Олега с Византией (907г) - это смерды и холопы. Их жизнь в отличие от свободных защищается вирой в 5 гривен. Княжеские люди - тиуны, огнищане (скорее всего управители хозяйств, которые могли набираться и из числа холопов - рабов) "стоили" 80 гривен. В Правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений.

Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси.

В Уставе Владимира Мономаха(1113), входящим в состав Пространной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей - закупов . Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество, что свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.