Понятие, становление и источники международного экономического права

Международное экономическое право, как отрасль международного права, представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений. Они охватывают отношения между государствами и другими субъектами международного права в сфере внешней торговли научно-технического сотрудничества, производственной и технологической кооперации, транспорта, судоходства, обмена услугами, Финансов, кредитов, тарифов и налогового обложения, регулирования цен на сырьевые ресурсы и товары, охраны промышленной собственности и авторских прав, туризма, оказания различных видов экономических содействий и помощи.

Применительно к международному праву наиболее удачным представляется круг условий, необходимых для признания системы правовых норм в качестве отрасли права, данный Лазаревым М.И. Он считает, что таковыми являются: «1) специфический круг общественных отношений; 2) специфические нормы, регулирующие эти отношения; 3) достаточно крупная общественная значимость этих общественных отношений; 4) достаточно обширный объем нормативно-правового материала; 5) заинтересованность общества в выделении новой отрасли права; 6) специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли»

1. Предметом регулирования международного экономического права является специфический круг общественных отношений, участниками которых являются государства и другие субъекты международного права.

2. Специфика норм международного экономического права состоит в том, что они как бы проникают в другие отрасли общего международного права: воздушное право, космическое право, право охраны окружающей среды, право интеграции, международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности, международного туризма и др. Специфика природы и сущности международного экономического права состоит в том, что специальные принципы, нормы и институты этой отрасли применяются в процессе регулирования различных международных отношений экономического характера, их действия распространяются на все правоотношения такого рода.

3. Крупная международная значимость международных экономических отношений не требует особых доказательств, поскольку сотрудничество государств с целью повышения экономического развития является одним из основных принципов международного права.

4. Обширен объем нормативно-правового материала в сфере международных экономических отношений; двух- и многосторонних договоров и соглашений: о товарообороте и платежах, о научно-техническом и экономическом сотрудничестве, кредитных и валютно-финансовых.

Постоянный рост международных экономических организаций, учредительные акты которых представляют собой договоры, регулирующие двух- и многостороннее экономическое сотрудничество. Правотворческая деятельность самих организаций приводит к принятию решений, норм, имеющих юридически обязательный характер для стран участниц.

5. Заинтересованность государств и всего международного сообщества в выделении самостоятельной отрасли международного экономического права, подтверждается не только приведенными выше фактами, но и совершенствованием правового регулирования международных экономических отношений, нормотворческой деятельностью международных экономических органов и организаций.

В ООН поставлен вопрос «об объединенном и прогрессивном развитии принципов и норм международного экономического права, касающихся, в частности аспектов нового международного экономического порядка»,

Исходя из тех признаков, которые описаны выше, можно говорить о том, что становление этой отрасли международного права путем накопления опыта, источников и выработки механизмов реализации проходило не в один день, а в течение длительного периода истории.

История становления международного экономического права является частью истории международного права и ее можно разделить на периоды, соответствующие основным типам производственных отношений, господствующих в то или иное время в мире.

Связи между родами и племенами при первобытнообщинном строе не имели характер международно-правовых отношений, т. к. тогда не существовало субъектов международного права - государств.

Во времена рабовладельческих государств торговые связи были основным видом международных экономических отношений. Правовое регулирование лишь зарождалось и единственным источником были обычаи.

В период феодализма шел процесс дальнейшего развития политических и торговых отношений, и наряду с развитием международного права развивались и нормы регулирующие межгосударственные отношения в области внешней торговли. Появление крупных централизованных государств обеспечивало безопасность их внешней торговли, что также способствовало ей расширению. Развивались нормы международного права, применяемые во внешней торговле.

Расширение внешней торговли в 15 в. обуславливало необходимость урегулирования вопроса о режиме торговых путей, и в первую очередь, морских. Некоторые теоретики, например Сальден /1653 г./, пытались доказать «что государство должно господствовать на море, этой точки зрения придерживалась, в то время, Англия. В период борьбы буржуазии против феодализма за экономическое и политическое господство возник принцип «открытого моря», который разработал и теоретически изложил в 1609 г. голландский юрист Гуго Гроций. Позже ученый Бинкерсгук всесторонне разработал принцип свободы морей. Учение о свободе морей имело успех и восторжествовало в международной практике. Огромную роль в экономическом развитии международной торговли сыграли географические открытия конца 15 - начала 16 вв. Так к 18 в. известная европейцам часть земной поверхности увеличилась, по сравнению с 15 в. в 6 раз.

Буржуазные революции сломали феодальное международное право и привели к созданию норм международного права, соответствующих интересам буржуазии, в том числе и в области международной торговли. Первые буржуазные революции, в том числе и французская революция 1789 г., внесли ряд новых концепций не только в систему международных экономических отношений, но и способствовали расширению их правового регулирования.

Многие нормы и целые институты развивающегося в тот период международного права регулируют отношения государств в области международной торговли.

Рост международной торговли способствовал быстрому увеличению числа международных договоров и внутренних актов государств по вопросам международной торговли таможенных тарифов, правового положения иностранцев, регулирования экспорта и импорта товаров. В это время возникла необходимость в договорах обуславливающих вопросы международных займов, порядок их погашения, порядок международных расчетов во внешней торговле. В это время начинает создаваться один из институтов международного экономического права - международное финансовое право.

Капиталистические государства заключают значительное число договоров, как двухсторонних, так и много сторонних, относящихся к торговому мореплаванию, в частности эксплуатации проливов и каналов: Суэцкого канала (вступил в эксплуатацию в 1869 г.), Панамского канала (вступил в эксплуатацию в 1914 г.), Черноморских проливов, Нильского канала. Многосторонние договора фиксировали проход через них торговых судов всех флагов.

В 1815 г. на Венском конгрессе был разграничен режим национальных и международных рек. Установлено понятие международных рек, как большого водного потока, пересекающего или разделяющего территорию нескольких государств и притом судоходных. Открытие национальных рек для флагов иностранных государств всецело зависит от воли государств, на территории которых протекает река. Международные же реки открыты соглашением прибрежных государств для плавания торговых судов всех стран. Увеличение количества грузов перевозимых ж/д транспортом привело к подписанию в 1890 г. международной конвенции, вступившей в силу в 1893 г. (Бернская конвенция), она была переработана и дополнена в 1923 г. и в переработанном виде вступила в силу 1 октября 1928 г. После первой мировой войны внешняя торговля вплоть до 1939 г. росла медленно. Капиталистические страны переживали глубокий кризис и стремились выйти из создавшегося положения путем проведения ряда международных конференций: в 1920 г. в Брюсселе (были вынесены рекомендации о восстановлении международной торговли); в Генуе в 1922 г. (о развитии международной торговли путем заключения торговых договоров); в 1927 г. в Женеве; в 1933 г. в Лондоне (обсуждался режим либерализации всего режима внешней торговли); в 1931 г. заседание Европейской комиссии Лиги Наций (об экономическом ненападении, равноправии, об отказе государств от дискриминации, экономического бойкота и др. подобных мер). Кроме того, после первой мировой войны было принято большое количество договоров и конвенций по вопросам, регулирующим морские (грузовые и пассажирские) перевозки: Конвенция о грузовой марке (Лондон, 1930 г.). Конвенция и Статут о международном режиме морских портов (Женева, 1923 г.), Конвенция об охране человеческой жизни на море (Лондон, 1929 г.) т.д.

После второй мировой войны правотворческая деятельность мирового сообщества по расширению правовой базы международного экономического права обуславливалась расширением сотрудничества государств в этой области. В этой связи можно отметить заключенное в 1947 г. Генеральное соглашение по тарифам и торговле и создание в 1957 г. в Риме «Европейского экономического сообщества», целью которого являлось уменьшение борьбы за рынки сбыта и объединение в общих интересах.

Источниками международного экономического права являются многочисленные международно-правовые обычаи и различного рода договоры, конвенции, соглашения в сфере международных экономических отношений, как на односторонней, так и на многосторонней основе.

В современный период на первый план выдвигаются конвенционные источники международного экономического права, поскольку действующее общее МЭП становится по сути дела договорным. В последнее время все заметнее роль как источников международного экономического права резолюции, рекомендации и решения международных организаций. Тункин Г.И. в своей работе «Право и сила в международной системе» подразделяет резолюции на две категории:

1. Резолюции, которые независимо от формулировок содержат нормы, обязательны для государств-членов, а также для органов данной организации. Они представляют собой часть права международных организаций, а в более широком плане, часть международного права;

2. Резолюции-рекомендации, содержащие нормы, адресованные государствам:

Принципы международных торговых отношений и торговой политики, принятые в 1964 г.; программные документы об установлении НМЭП, включая Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятые в 1974 г.; Лимская декларация по промышленному развитию и сотрудничеству, принятая в 1975 г.; ЮНИДО, Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который содержит специальные нормы и принципы международного экономического права.

В последнее время выдвинута концепция «мягкого права», которая состоит в том, что юридическая необязательность таких актов, как резолюции, рекомендации, декларации условна лишь Формально: на самом деле в результате разработки и принятия рекомендаций возникают определенные правовые последствия.

Вывод:

Международное экономическое право – отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные отношения.

У международного экономического права те же источники, что и у международного права в целом: международный договор и международно-правовой обычай, хотя есть определенная специфика, связанная, прежде всего с деятельностью международных экономических организаций.

Основным источником являются многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие различные аспекты экономических отношений.