Учебный вопрос №3
Техническое обслуживание, характерные неисправности, их обнаружение и устранение.
Возможные неисправности электрооборудования и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
Генератор | |
Стрелка вольтметра находится в красном секторе при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя (низкое напряжение в бортовой сети) | |
Ослабление натяжения приводного ремня генератора | Отрегулировать натяжение ремня |
Загрязнение контактных колец | Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. Если загрязнение не устраняется, зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть салфеткой |
Износ или зависание щеток в щеткодержател ях | Проверить высоту щеток, свободное перемещение их в каналах щеткодержателя и усилие пружин; если требуется, заменить щеткодержатель или щетки |
Пробой выпрямительного блока | Заменить блок |
Короткое замыкание обмотки | Заменить статор в сборе |
Нарушение в цепи возбуждения | Проверить исправность цепи возбуждения |
Износ деталей подшипников или их разрушение | Заменить генератор |
Деформация вентилятора генератора | Выправить погнутые места |
Перегрев подшипников | |
Чрезмерное натяжение ремня | Отрегулировать натяжение ремня |
Чрезмерно быстрый износ щеток генератора | |
Загрязнение контактных колец | Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. При необходимости зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть салфеткой |
Радиальное биение контактных колец | Проверить радиальное биение колец. Если требуется, проточить контактные кольца |
Стрелка вольтметра находится в желтом секторе (высокое напряжение в бортовой сети) | |
Короткое замыкание в щеточном узле генератора | Устранить замыкание |
Неисправность регулятора напряжения | Заменить регулятор |
Неисправность реле отключения обмотки возбуждения генератора | Заменить реле |
Колебание стрелки вольтметра | |
Если колебание силы тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии, то причиной является проскальзывание приводного ремня | Отрегулировать натяжение ремня |
Плохой контакт в цепи возбуждения | Проверить цепь возбуждения и надежность соединения в местах переходных контактов |
Отсутствие контакта между щетками и контактными кольцами | Протереть кольца чистой тряпкой, смоченной в бензине, или зачистить их. Очистить щетки или заменить их новыми. Проверить состояние щеточных пружин и в случае их неисправности заменить. Проверить, нет ли заедания щеток в щеткодержателях |
Повышенный уровень шума при работе генератора | |
Ослабление крепления шкива | Затянуть гайку |
Стартер | |
Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет) | |
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле | Заменить реле |
Обрыв или отсутствие контакта в силовой цепи | Найти место повреждения и восстановить контакт |
Зависание щеток | Снять щеткодержатель, вынуть щетки и удалить налет щеточной пыли |
Отказ реле стартера | Заменить реле |
Обрыв цепи в стартере | Проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер |
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает) | |
Разряжены аккумуляторные батареи | Зарядить батареи |
Замасливание или загрязнение щеточно-коллекторного узла | Очистить коллектор и щетки от масла, грязи, меднографитовой пыли |
Плохой контакт корпуса стартера с «массой» автомобиля | Обеспечить надежность соединения |
Применение масла, не соответствующего сезону | Заменить масло |
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться | |
Неисправность тягового реле | Заменить реле |
Приваривание контактов реле стартера | Заменить реле |
При включении стартера тяговое реле не срабатывает | |
Разряжены аккумуляторные батареи | Зарядить батареи |
Обрыв втягивающей обмотки реле | Заменить тяговое реле |
Неисправность выключателя приборов и стартера | Заменить выключатель |
Обрыв или короткое замыкание обмотки реле стартера | Заменить реле |
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал | |
Поломка зубьев венца маховика или шестерни механизма привода стартера | Заменить венец маховика или механизм привода |
Нарушение регулировки стартера | Отрегулировать стартер |
Неисправность привода | Заменить привод |
При включении стартера слышны повторяющиеся удары тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика | |
Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера | Проверить контактные соединения и устранить неисправность |
Неисправность удерживающей обмотки тягового реле | Заменить тяговое реле |
Неисправность обмотки или контактного соединения реле стартера | Заменить реле |
При включении стартера слышен шум (скрежет) шестерни механизма привода | |
Установка стартера с перекосом | Установить правильно стартер |
Неправильная регулировка момента замыкания контактов тягового реле | Отрегулировать зазор между шестерней и упорным кольцом в момент включения стартера |
Шестерня механизма привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе тягового реле | |
Наличие заусенцев на торцах зубьев маховика или шестерни привода | Опилить и зачистить заусенцы на зубьях венца маховика или шестерни привода |
Износ торцов зубьев венца маховика или шестерни привода | Заменить венец маховика или шестерню привода |
Система освещения | |
Лампа не включается | |
Стряхивание или перегорание нити накала | Заменить лампу |
Обрыв цепи электроснабжения или перегорание плавкого предохранителя | Устранить обрыв или короткое замыкание в цепи, заменить плавкие вставки |
Отсутствие контакта в штекерных соединениях | Восстановить контакт |
Поломка переключателей | Устранить неисправность или заменить переключатель |
Лампа светит тускло |
Окисление или загрязнение контактных соединений | Зачистить контакты или заменить окислившиеся штекеры |
Загрязнение рассеивателя или отражателя | Протереть рассеиватель, промыть отражатель |
Затемнение колбы лампы из-за испарения металла нити накала | Заменить лампу |
Разрядка аккумуляторной батареи | Зарядить батарею |
Повышенное падение напряжения в цепи | Проверить падение напряжения. Устранить причины повышенного падения напряжения |
Периодическое произвольное выключение лампы | |
Периодическая потеря контакта | Восстановить контакт |
Контрольно-измерительные приборы | |
Комбинация приборов | |
При включении электроснабжения стрелка прибора не изменяет своего положения | |
Неисправность предохранителя | Заменить предохранитель |
Обрыв в цепи электроснабжения | Восстановить цепь |
Отклонение стрелки влево от нуля | |
Обрыв провода от указателей к датчикам давления масла или температуры охлаждающей жидкости | Восстановить цепь |
Неправильное подключение проводов к выводам указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости | Подсоединить провода в соответствии со схемой |
Замыкание провода или датчика уровня топлива на корпус автомобиля | Устранить замыкание |
Отклонение стрелки вправо от крайней отметки | |
Короткое замыкание провода или отсутствие контакта корпуса указателя давления масла или температуры охлаждающей жидкости с «массой» автомобиля | Устранить замыкание. Восстановить контакт |
Обрыв провода от указателя к датчику уровня топлива или отсутствие контакта датчика с корпусом автомобиля | Восстановить цепь; восстановить контакт |
Неправильное подключение проводов к выводам указателя уровня топлива | Подсоединить провода в соответствии со схемой |
Резкие колебания стрелки | |
Периодическое нарушение контакта указателей и датчиков с корпусом автомобиля | Восстановить контакт |
Нарушение контакта в штекерных соединениях | Обеспечить плотность и чистоту штекерных соединений |
Колебание стрелки указателя спидометра при малой частоте вращения, стрелка не отклоняется | |
Обрыв фазного провода внутри указателя | Заменить указатель |
Обрыв фазного провода внутри датчика | Заменить датчик |
Звуковые сигналы | |
При включении сигнал не звучит | |
Обрыв провода | Проверить и устранить обрыв |
Отсутствие контакта в цепи электроснабжения или отсутствие контакта сигналов с корпусом автомобиля | Восстановить контакт |
Перегорание предохранителя вследствие короткого замыкания в цепи электроснабжения | Определить место короткого замыкания и устранить замыкание |
Отказ реле звуковых сигналов | Заменить реле |
Неисправность сигнала | Заменить сигнал |
Сигналы издают слабый, хриплый звук | |
Нарушение регулировки сигналов | Отрегулировать сигналы |
При включении сигналы дребезжат | |
Подгорание контактов сигналов | Снять сигналы, зачистить контакты, отрегулировать звучание |
Задевание якоря за катушку из-за перекоса якоря | Устранить перекос якоря и отрегулировать сигнал |
Поломка мембраны | Заменить сигнал |
Сигналы после непродолжительной эксплуатации перестают работать | |
Попадание в рупоры воды и грязи | Очистить рупоры |
Устранение неисправностей можно осуществлять только после нахождения по внешним признакам неисправной цепи. При поиске неисправности надо руководствоваться схемой, придерживаясь определенной последовательности, начиная с проверки соответствующего предохранителя.
При проверке группового предохранителя потребители с электроснабжением через предохранитель нужно включать поочередно.
При перегорании предохранителя от короткого замыкания надо отключить цепь потребителя, защищаемую этим предохранителем, найти и устранить неисправность, вызвавшую короткое замыкание.
Если после пуска двигателя при работе со средней частотой вращения коленчатого вала при исправных аккумуляторных батареях и отключенных потребителях генератор не вырабатывает зарядного тока, следует проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня генератора.
Причиной отказов в работе генераторной установки может быть также нарушение электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Прежде всего, необходимо убедиться в исправности щеточного узла, в надежности электрического контакта проводов на выводах генераторной установки, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения. С помощью контрольной лампы нужно проверить наличие тока в цепи первоначального возбуждения и в цепи управления регулятора напряжения (см. рис. 7.112).
При неудавшемся пуске двигателя с помощью стартера (после трех попыток) следует проверить: исправность цепи электроснабжения стартера, исправность системы питания двигателя, степень заряженности и исправность аккумуляторных батарей.
При нормальной эксплуатации автомобиля аккумуляторные батареи заряжаются от генераторной установки. Если батареи постепенно разряжаются или чрезмерно заряжаются и электролит начинает «кипеть», нужно проверить исправность генераторной установки.
Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием: подсоединить дополнительный провод одним концом к плюсовому выводу неработающего потребителя, вторым концом - к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источникам тока; неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель начнет работать. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, необходимо проверить надежность соединения его с «массой» автомобиля, а также исправность самого потребителя.
При обрыве проводов следует их сращивать, скручивая, а затем спаивая их жилы, или заменять провода новыми соответствующего сечения и длины; затем надо изолировать провода изоляционными трубками или изоляционной лентой.
Короткое замыкание на «массу» возможно у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания должно определяться в цепи от предохранителя к потребителю.
Заключение
Таким образом, на данном занятии были рассмотрены следующие вопросы: общее устройство электрооборудования автомобиля и принцип работы основных приборов а также техническое обслуживание, характерные неисправности, их обнаружение и устранение.
Материал занятия актуален при изучении систем электрооборудования и обслуживании автомобилей.
Ответить на возможные вопросы обучаемых.
Дать задание на самостоятельную подготовку.
Преподаватель __________ /Крнаков Э.Л./