Понятие и источники международного космического права

Расширение масштабов освоения космоса, развитие международных контактов в данной области, включая появление большого числа международных межправительственных организации по исследованию и использованию космического пространства, обусловили необходимость международно-правовой регламентации космической деятельности, как нового вида сотрудничества государств.

Со времени вступления "договора о космосе" в силу (10.10.67 г.) принято говорить о международном космическом праве как новой самостоятельной отрасли международного права. Однако эта самостоятельность является относительной и ее не следует абсолютизировать.

Следует сказать, что и отдельные нормы международного космического права начали складываться в результате активной деятельности ООН. По инициативе бывшего СССР были приняты ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, от 20.12.61 г. (ХVI) и от 13.12.63 г. (XIX). В последней из них содержались правовые принципы деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. Формировались отдельные нормы, регулирующие некоторые аспекты деятельности государств в космосе, в частности, договор о запрещении испытании ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 05.08.63 г.

Однако, становление международного космического права нуждалось в специализированной системе принципов и норм, регулирующих деятельность государств в космосе.

Большая заслуга в практической разработке правовых основ космического сотрудничества принадлежит ООН и ее органам.

1) Генеральной Ассамблее ООН;

2) Комитету ООН по использованию космического пространства в мирных целях, созданному в 1959 г. по инициативе бывшего СССР;

3) правовому и научно-техническому подкомитетам Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях.

Свой вклад впоследствии внесли специализированные учреждения ООН:

а) ВМО - Всемирная метеорологическая организация;

б) Юнеско - организация ОООН по вопросам просвещения, науки и культуры;

в) ИКАО - Международная организация гражданской авиации;

г) ММО - Международная морская организация;

д) В03 - Всемирная организация здравоохранения;

е) ЕКА - Европейское космическое агенство,

ж) МСЭ - Международный Союз электросвязи.

Специальные принципы и нормы международного космического права должны соответствовать (и это имеет место в действительности) общепризнанным основополагающим принципам современного международного права, среди которых можно выделить принципы уважения государственного суверенитета, равноправия государств, мирного разрешения международных споров, соблюдением международных договоров и т.д.

Исходя из этого, международное космическое право определяется как совокупность норм и принципов, регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования космического пространства и небесных тел. Они образуют самостоятельную отрасль международного права, соответствующую основным принципам международного права.

Это - самая молодая отрасль современного международного права. Её формирование продолжается и по настоящее время. К числу наиболее сложных и спорных проблем международного космического права, как впрочем, и всего международного права, относится проблема определения круга субъектов данной отрасли права, которая, к сожалению, пока еще де получила достаточно полной разработки и единообразного решения в теории международного права. Под субъектом международного права вообще и международного космического права в частности, понимается потенциальный участник международно-правового отношения, который способен обладать правами и обязанностями и в надлежащих случаях нести международно-правовую ответственность. Это прежде всего государства и международные межправительственные организации, наделенные определенными полномочиями в области мирного использования космоса.

С проблемами объектов очень тесно связана проблема объекта права вообще, международного и международного космического права в частности. Так как согласно общей теории права объектом является всегда то, на что воздействует субъект, применительно к международному праву его объектом являются международные отношения, т.е. то, что регулирует международное право, на что направлено его воздействие.

В соответствии сказанному объект международного космического права можно определить как международные отношения, возникающие по поводу и в связи с космической деятельностью, т.е. в связи с деятельностью субъектов международного космического права по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел на основе действующего международно-правового механизма.

Уяснив приведенные выше положения, необходимо обратиться к не менее важной проблеме, что же собой представляют источники международного космического права.

Основные источники международного космического права. Поскольку метод правового регулирования является единым для международного космического права и международного права, отсюда вытекает идентичность источников международного космического и международного права, под которыми понимаются формы закрепления согласованной воли государств относительно содержания конкретного правила поведения и признания его юридически обязательными.

Ими являются:

Международный договор (основная роль);

Международный обычай.

Так, международный договор – это соглашение между двумя и более государствами или иными субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных отношениях.

Итак, первым источником, которому принадлежит решающая роль является – договор о принципах деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. На основе этого фундаментального договора были закреплены главные институты данной отрасли, получившие дальнейшую регламентацию в следующих международно-правовых актах - являющиеся источниками Международного космического права.

2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство от 22.04.68 г.

3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29.03.72 г.

4) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, от 18.12.79 г.

Указанные правовые акты, принятые в соответствии с уставом ООН и основными принципами МП, составляют основу развития МКП с учетом мировых глобальных проблем - борьбы за мир, за всеобщую безопасность, охрану окружающей среды.

Несмотря на сравнительною молодой возраст космического права, оно основано на принципах, сформировавшихся в качестве обычая (речь идет о двух основополагающих принципах) - свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел и неприсвоения космоса, космического пространства и небесных тел.

Международный обычай - это правило поведения, которое в результате постоянного систематического применения признается юридически обязательным участниками международного общения.

Также следует сказать и о вспомогательных источниках:

1) Статут Международного Суда ООН относит к таким источникам международного права судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов,

2) Вторым вспомогательным источником международного права являются доктрины наиболее квалифицированных юристов, специалистов в области международного публичного права и в первую очередь международного космического права.

О бурном развитии мировой науки международного космического права свидетельствует тот факт, что в библиографии по космическому праву, опубликованной в 1978 г. в Канаде содержались ссылки на 6400 работ, изданных более чем в 55 странах.

В 1960 г. был создан Международный институт космического права, членами которого являются 400 юристов из 42 стран, ежегодно проводит коллоквиумы по международному космическому праву.

В ряде стран выходят периодические издания, посвященные международному космическому праву:

а) США - с 1973 г. издается журнал "Космическое право",

б) ФРГ - с 1920 г. журнал "Воздушное и космическое право";

в) Канада - с 1965 г. - Ежегодник Института воздушного и космического права.

В космической деятельности принимают участие международные организации системы ООН, специалисты международные организации (ИНМАРСАТ - Международная организация морской спутниковой связи), региональные организации (АРАБСАТ Арабская организация спутниковой связи) и т.д., которые свою деятельность осуществляют по поручению и под контролем государства. Решения международных организаций и, прежде всего, ООН, принятые единогласно, служат доказательством становления норм международного космического права и намерения государств следовать им.

СТАТУС космического пРостранства

 

Внешние и внутренние границы космического пространства не закреплены в договорном порядке. Анализ практики сотрудничества государств в космосе позволяет сделать вывод, что космическое пространство представляет собой обширный район, начинающийся от внешней границы воздушного пространства (примерно в 100-110 км от поверхности Земли) и простирающийся за пределы лунной орбиты, пространство в пределах 384 тыс. км от поверхности Земли, принято называть ближним космосом, а за пределами орбиты Луны - дальним космосом.

В основе определения правового режима космоса находятся основные принципы международного права (и специальные принципы международного космического права), закрепленные в таких документах, как Устав ООН, декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношении и сотрудничества между государствами, 3аключительныи акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Содержащиеся в этих документах основные принципы международного права выступают в качестве общих по отношению к специальным принципам международного космического права, закрепленным в договоре по космосу 1967 г. и в других многосторонних соглашениях по космосу, разработанных в рамках ООН.

Распространение на космос и на космическую деятельность основных принципов общего современного международного права чрезвычайно важно, так как эти принципы включают в себя общедемократические гуманные положения, в соблюдении которых заинтересованы все миролюбивые народы и страны. Строгое соблюдение этих принципов в процессе космической деятельности призвано обеспечить широкое сотрудничество и скорейший прогресс в космических исследованиях, мирное урегулирование всех могущих возникнуть в результате космической деятельности споров и разногласий.

Итак, к основным принципам международного права относятся,

1) суверенное равенство;

2) территориальная целостность и независимость,

3) невмешательство во внутренние дела;

4) запрещение применения силы угрозы силой и др.

Эти принципы являются общими и при распространении на космос дают возможность единообразно понимать, толковать, применять и развивать специальные отрасли современного международного права, в частности, и международное космическое право.

Говоря о специальных принципах международного космического права, следует отметить, что специальные нормы и правила, применяемые государствами к режиму космической деятельности, и космического пространства, не отменяют, а уточняют и конкретизируют принципы международного права. Никакие ссылки на особенности и исключительность космической деятельности не могут служить основанием для нарушения этих принципов. Свобода космической деятельности, исследования и использования космического пространства не является неограниченной. Она должна осуществляться во благо всех государств и народов мира и безопасности, развития сотрудничества и взаимопонимания. Эта идея нашла свое договорное закрепление в договоре по космосу 1967 года, из которого и вытекают основные специальные принципы, а именно:

1) Космическое пространство и небесные тела находятся в общем пользовании всех государств, которые имеют равные права на исследование и использование космоса в мирных целях (ст.ст. I и III договора 1967 г.). Космос - это общее достояние человечества.

Правовое положение космического пространства, включая небесные тела, определяется, прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; что космическое пространство открыто или свободно для исследования и использования всеми государствами.

2) Принцип сотрудничества, как основополагающая норма космического права, дает право так называемым "некосмическим" государствам на пользование результатами освоения космоса. Так более 150 стран пользуются услугам космической связи, свыше 100 используют данные дистанционного зондирования земли из космоса.

3) Запрещение национального присвоения космоса и небесных тел. Так, в договоре по космосу говорится: "Космическое пространство, включая Луну и небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путём использования им оккупации, ни любыми другими средствами. Впервые этот принцип был сформулирован в резолюции ГАООН 1721 от 20.12.61 г.

Следует сказать, что установленный запрет существует лишь на те виды и способы использования космического пространства и его частей, которые представляют собой присвоение, постоянное завладение, обращение в собственность. Временное занятие отдельных участков космического пространства и небесных тел (например, мест нахождения спутников на геостационарной орбите или участков размещения станции на Луне не запрещено международным космическим правом, поэтому претензии ряда экваториальных государств следует считать неправомерными).

Дополненный правами, вытекающими из принципа свободы исследования и использования космоса в мирных целях, данный принцип важен как для государств, ведущих активную деятельность в космосе, так и для не приступивших еще к его освоению.

4) Особое значение для космоса имеет принцип неприменения силы или угрозы силой в космосе, а отсюда запрещение гонки вооружения в космосе. В космическом пространстве и на небесных телах запрещается ведение военных действий, запрещены использование в агрессивных целях спутников, а также пропаганда действий в космосе, которые моли бы создать или усилить угрозу миру. Из этого следует незаконность деятельности государств, направленной на гонку вооружений, создание любых доктрин, оправдывающих ведение так называемых "звездных воин", Какие существуют альтернативные проекты вместо "звездных воин" мы рассмотрим в последующих вопросах данной лекции.

Наиболее далеко идущие запреты распространяются на Луну и другие небесные тела, которые должны использоваться" исключительно в мирных целях" и где, следовательно, любая деятельность военного характера запрещена. Административный перечень видов деятельности, запрещенных на Луне и других небесных телах, приведенный в договоре по космосу включает:

1) Установку ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

2) Создание военных баз, сооружений и укреплении.

Испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.

Следует уточнить, что допускается использование военного персонала для научно-исследовательской или каких-либо иных мирных целей, а также использование любого оборудования и средств, необходимых для мирного исследования Луны и др. небесных тел.

Примерный перечень запрещенных видов использования Луны и других небесных тел был дополнен и расширен в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г., где помимо уже перечисленных видов запрещенной деятельности упоминаются:

1. Вывод на орбиту вокруг Луны и на другую траекторию полета к Луне или вокруг неё объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения.

2. Установка и использование такого оружия на поверхности Луны или в её недрах.

3. В соглашении также содержится положение, запрещающее любые враждебные действия или угрозу совершения враждебных действий на Луне или с использованием Луны.

В качестве гарантии указанных требований договор 1967 г. устанавливает полную демилитаризацию Луны и небесных тел и частичную демилитаризацию космического пространства.

Для предотвращения использования космоса и космической техники в воемых целях комитет по разоружению рассматривает вопросы относительно заключения эффективных и поддающихся проверке соглашений пресекающих гонку вооружений. В настоящее время прилагаются большие усилия для того, чтобы космос навсегда стал мирным.

Для координации усилий государств на качественно новом этапе сотрудничества в освоении космоса, а также для контроля и разработки мирных планов использования космоса СССР еще в 70-х гг. предложил создать всемирную космическую организацию.

Вывод:

Международное космическое право, введя в международное право принцип свободы космоса, вместе с тем, регулирует отношения между государствами в связи с их космической деятельностью на основе строгого уважения принципа государственного суверенитета. Со времени зарождения международного космического права свобода исследования и использования космического пространства трактовалась в плоскости отношений между суверенными и равноправными государствами, которые осуществляют свою деятельность в космосе в полном соответствии с общими принципами международного права и специальными принципами и нормами международного космического права.