Правовой режим военной оккупации

Военная оккупация представляет собой временное занятие территории одного государства вооруженными силами другого государства.

Общие принципы режима военной оккупации содержатся в Приложении к четвертой Гаагской конвенции 1907 г., в Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время войны и в Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Территория признается оккупированной, согласно Гаагской конвенции 1907 г., когда она фактически находится под властью вооруженных сил неприятеля. Однако оккупация не означает ликвидации суверенитета государства над оккупированной территорией, а является лишь временным занятием территории на период военных действий. Оккупация не наделяет оккупанта суверенными правами. Он не вправе аннексировать или передать другому государству эту территорию. Ее судьба решается лишь при окончательном мирном урегулировании. Следует помнить, что согласно Уставу ООН, завоевания не являются законным методом приобретения территории. Так, после оккупации Кувейта в ходе войны 1990-1991 гг. Ирак попытался аннексировать его территорию, объявив ее своей 19 провинцией. Эта аннексия не была признана ни одним государством.

Территория считается оккупированной, даже когда оккупация не встречает вооруженного сопротивления.

Существуют разные виды оккупаций.

Военная оккупация - временное занятие территории войсками противника в ходе вооруженного конфликта.

Послевоенная оккупация - как средство обеспечения выполнения государством, несущим ответственность за агрессию, своих обязательств. Примером может служить оккупация территории Германии и ее союзников войсками антигитлеровской коалиции на основе специальных международных соглашений.

Международное право вооруженных конфликтов применяется и к оккупации такого рода.

Оккупация при освобождении территории союзника от вражеской оккупации. Устанавливая временный контроль над освобожденной территорией, союзная армия руководствуется нормами права вооруженных конфликтов.

Во имя обеспечения на оккупированной территории необходимого порядка сам факт оккупации (даже незаконной) возлагает на население некоторые обязанности в отношении оккупанта, а последний несет ответственность за уважение прав населения.

 

Общая защита. Лица, проживающие на оккупированных территориях, имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, а также привычкам и обычаям. С ними следует в любое время обращаться гуманно и защищать, в особенности от актов насилия, оскорблений и любопытства толпы.

Женщины должны особенно охраняться от всяких покушений на их честь и, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции или любой другой формы покушения на их нравственность.

Находящиеся в конфликте стороны должны принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены самим себе и чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитание.

Запрещены:

· меры принуждения физического или морального порядка, применяемые к покровительствуемым лицам, в частности, для получения от них или от третьих лиц сведений;

· причинение физических страданий или уничтожение покровительствуемых лиц: убийства, пытки, телесные наказания, увечья или любые иные меры грубого насилия со стороны представителей военных или гражданских властей;

· коллективные наказания, меры запугивания или террора;

· ограбления;

· репрессии;

· взятие заложников.

Боевые действия на оккупированной территории. Население оккупированных территорий может организовываться в движения сопротивления. Члены движения сопротивления могут принимать участие в боевых действиях и имеют право на статус военнопленных. Демобилизованные военнослужащие оккупированной территории могут быть интернированы. С ними должны обращаться как с военнопленными.

На оккупированных территориях применимы общие положения, регулирующие подготовку и проведение операций. Поскольку все боевые действия, осуществляемые на оккупированных территориях, ставят под угрозу гражданское население, в интересах обеих сторон осуществлять контроль за боевыми действиями и их возможной эскалацией.

Присутствие покровительствуемых лиц не может быть использовано для защиты каких-либо пунктов или районов от военных операций. Уничтожение любого имущества строго запрещается, за исключением случаев, когда это абсолютно необходимо для военных операций.

Действия присутствующих вооруженных сил должны регулироваться конкретными инструкциями, предусматривающими:

· ясное различие между военными и гражданскими объектами, а также между комбатантами и некомбатантами;

· соразмерность;

· соответствующую тактику и средства ведения боя;

· организацию надлежащих путей эвакуации.

Гуманитарная помощь. Разрешается свободный пропуск всех посылок с медицинскими и санитарными материалами, а также предметами, необходимыми для отправления религиозных обрядов, предназначенными только для гражданского населения. Аналогичным образом следует без промедления осуществить снабжение необходимыми продуктами питания, одеждой, средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания гражданского населения, предоставляя их прежде всего детям до 15 лет, беременным и роженицам.

Свободный пропуск таких посылок осуществляется при условии, что нет серьезных оснований опасаться, что:

посылки попадут не по назначению;

контроль может оказаться неэффективным или

может быть получено определенное преимущество в расширении военных усилий или экономики противной стороны.

При условии соблюдения временных и исключительных мер, которые могут вводиться по соображениям безопасности чрезвычайного характера, оккупирующая держава должна разрешить национальному обществу Красного Креста или Красного Полумесяца, а также другим признанным гуманитарным организациям продолжать свою гуманитарную деятельность. Стороны, находящиеся в конфликте, должны предоставить Международному Комитету Красного Креста и Красного Полумесяца все средства для обеспечения защиты и помощи жертвам конфликтов, а также любой другой гуманитарной деятельности при условии согласия на то указанных сторон.

 

Гражданское население во время оккупации. Лица, проживающие на оккупированной территории, не должны быть ни в коем случае и никаким образом лишены своих прав в силу какого-либо изменения, происшедшего вследствие оккупации или аннексии этой территории. Оккупирующая держава не может задерживать население оккупированной территории в районах, особенно подвергающихся опасностям войны, если только этого не требует безопасность населения или особенно веские соображения военного характера.

Оккупирующая держава должна уважать частную собственность и не может принуждать население оккупированной территории к службе в своих вооруженных или вспомогательных силах. Всякая пропаганда в пользу добровольного вступления в армию воспрещается.

Оккупирующая держава не может принуждать население оккупированной территории к выполнению работ, за исключением тех, которые необходимы:

для нужд оккупационной армии;

для коммунальных предприятий;

для обеспечения питанием, жилищем, одеждой, транспортом населения оккупированной территории и связанных с его здоровьем.

Лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работе.

Население оккупированной территории не может принуждаться к выполнению какой-либо работы, включающей в себя обязательство принимать участие в военных операциях.

Оккупирующая держава не может депортировать или перемещать часть собственного гражданского населения на территорию, которую она оккупирует. Населению, желающему покинуть оккупированную территорию, должно быть предоставлено такое право, если его выезд не представляет угрозы безопасности оккупирующей державы. Воспрещается по каким бы то ни было мотивам перемещение или депортирование отдельных лиц или большого количества лиц с оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию любого другого государства, независимо от того, оккупированы они или нет. Однако оккупирующая держава может произвести полную или частичную эвакуацию определенного района, если этого требует безопасность населения.

Эвакуация не может включать в себя перемещение населения за пределы оккупированной территории, за исключением случаев, когда, в силу соображений материального порядка, таких перемещений нельзя избежать. Эвакуированное в таком порядке население должно быть возвращено обратно в свои дома немедленно после того, как военные действия в этом районе будут прекращены. Приступая к эвакуации, оккупирующая держава должна в максимально возможной степени обеспечить эвакуируемым лицам надлежащие помещения; эта эвакуация должна производиться в удовлетворительных с точки зрения гигиены, здоровья и питания условиях, а члены одной и той же семьи не должны быть разлучены.

По настоятельным соображениям безопасности население оккупированной территории может, самое большее, быть подвергнуто принудительному поселению в определенном месте или интернированию.

Правила обращения с гражданскими интернированными лицами аналогичны правилам, относящимся к военнопленным и лагерям для военнопленных, и идентичны правилам, касающимся иностранных гражданских интернированных лиц на неоккупированной территории.

 

Особые положения, действующие при оккупации. Администрация. Как правило, оккупирующая держава должна разрешить и обеспечить функционирование на территории администрации, как это имело место до оккупации. Более того, она обязана при помощи всех имеющихся у нее средств обеспечить и поддерживать при содействии властей на оккупированной территории деятельность больничных учреждений, здравоохранение и общественную гигиену.

Оккупирующая держава обязана обеспечить снабжение гражданского населения, продовольствием и санитарными материалами.

Оккупирующая держава должна соблюдать на оккупированной территории законы, действовавшие до оккупации, за исключением случаев, когда:

ей совершенно препятствуют в этом; или

какой-либо закон не отвечает общепринятым критериям (например, закон дискриминационного характера).

Запрещается изменять статус должностных лиц или судей. Этот запрет не затрагивает права оккупирующей державы снимать должностных лиц с занимаемых ими постов.

Оккупирующей державе запрещается применять санкции, применять какие-либо меры принуждения или проводить дискриминацию по отношению к должностным лицам или судьям из-за того, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести.

От полиции оккупированной территории нельзя требовать:

оказывать помощь в выполнении приказов, направленных на использование населения в военных целях;

принимать непосредственное участие в военных действиях.

Она должна получать от властей все необходимое для осуществления своих задач.

Культурные ценности. Оккупирующая держава должна поддерживать компетентные национальные власти оккупированной территории в вопросах защиты и сохранения культурных ценностей, предпринимать необходимые меры для сохранения культурных ценностей, расположенных на оккупированной территории и поврежденных военными действиями.

Реквизиции. Оккупирующая держава может реквизировать только:

услуги медицинского персонала;

медицинские учреждения, транспорт и материалы;

продукты питания.

Она разрешается только при условии удовлетворения нужд гражданского населения.

Натуральные повинности должны быть, насколько это возможно, оплачены наличными. В противном случае должна быть выдана расписка и выплата причитающейся суммы должна быть осуществлена, как только это станет воможным. Оккупирующая держава может взимать государственные налоги, введенные законным правительством, но при этом обязана возмещать расходы администрации оккупированной территории.

Помимо обычных налогов, оккупирующая держава может на оккупированной территории взимать другие денежные сборы, предназначенные для нужд оккупационных войск или администрации оккупированной территории.

 

Уголовная ответственность. Уголовное законодательство на оккупированной территории остается в силе. Вместе с тем оккупирующая держава может отменить или приостановить действие уголовного законодательства в тех случаях, когда такое законодательство:

представляет собой угрозу безопасности оккупирующей державы, или

препятствует применению Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время войны.

Оккупирующая держава может издать новые постановления, предусматривающие уголовную ответственность, которые существенно необходимы для:

предоставления Державе-покровительнице возможности выполнять свои обязательства в соответствии с Женевской конвенцией 1949 г. о защите гражданского населения во время войны; или

поддержания нормального управления территорией; или

обеспечения безопасности Державы-покровительницы.

Оккупирующая держава должна опубликовать новые постановления, предусматривающие уголовную ответственность, на языке населения. Действие этих постановлений не должно иметь обратной силы.

С учетом вышеупомянутых мер, предпринятых оккупирующей державой, судебные органы оккупированной территории должны продолжать исполнять свои функции в отношении всех правонарушений, предусмотренных законодательством, действовавшим перед оккупацией.

В случае нарушения постановлений, предусматривающих уголовную ответственность, изданных оккупирующей державой, она может передать обвиняемых своим, надлежащим образом созданным неполитическим военным судам. Эти суды должны заседать на оккупированной территории.

Жители не могут подвергаться преследованию за действия, совершенные до оккупации или в период временного ее прекращения, за исключением случаев нарушений права войны.

В случае действий с единственным намерением навредить оккупирующей державе приговор должен строго подчиняться правилу соразмерности и не являться чрезмерным по отношению к фактически нанесенному ущербу.

Смертная казнь. Положения, предусматривающие уголовную ответственность, изданные оккупирующей державой, могут предусматривать смертную казнь в отношении проживающих на оккупированной территории лиц только в тех случаях, когда они виновны в:

шпионаже;

серьезных диверсионных актах, направленных против военных объектов оккупирующей державы;

умышленных правонарушениях, явившихся причиной смерти одного или нескольких лиц.

Однако в подобных случаях законодательство оккупированной территории, действовавшее до начала оккупации, должно предусматривать смертную казнь.

Смертный приговор не может быть вынесен лицу, которому на момент совершения правонарушения не исполнилось 18 лет.

Вывод:

Военная оккупация является одним из видов военных операций и не влечет за собой перехода суверенитета к оккупанту. В соответствии с Гаагскими конвенциями 1907 и 1954 гг. и четвертой Женевской конвенцией 1949 г. оккупирующая держава не пользуется неограниченной свободой действий на оккупированной территории, а несет ряд обязанностей. Она должна принять все меры для восстановления и обеспечения общественного порядка и безопасности населения, снабжать его продовольствием и санитарными материалами, обеспечивать сохранность культурных ценностей. Честь и семейные права и убеждения населения должны уважаться. Движимая частная собственность не может быть конфискована. В исключительных случаях оккупирующая держава вправе временно использовать только недвижимую частную собственность в военных целях. Общественная собственность приравнена в своем режиме к частной собственности. Ее конфискация и разрушение запрещаются. Конфискована может быть только государственная движимая собственность, а также трофеи, взятые у неприятеля.

Оккупирующей державе запрещается угонять и депортировать население оккупированной территории или перемещать на нее свое население, изменять гражданство детей или разлучать их с родителями, принуждать население оккупированной территории служить в вооруженных силах государства-оккупанта и выполнять работы военного характера, уничтожать или вывозить культурные ценности и т. д.

Оккупация начинается с установления фактического контроля над территорией, с создания оккупационной администрации. Однако даже при кратковременном занятии территории войсками неприятеля они обязаны соблюдать соответствующие правила оккупации.

Оккупационный режим прекращается с момента утраты фактического контроля над территорией.

Прекращение оккупации не ликвидирует связанные с ней юридические отношения. Особенно часто возникают вопросы, связанные с возмещением причиненного оккупацией ущерба и уголовной юстиции.