Участники вооруженных конфликтов

Современное международное право устанавливает, что в случае, если война стала фактом, она должна вестись только между вооруженными силами соответствующих государств и не должна начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое имеет форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны.

Третья Гаагская конвенция 1907 г. “об открытии военных действий” указывает на два обстоятельства, почему необходимо объявлять войну:

во-первых, “для обеспечения мирных отношений важно, чтобы военные действия не начинались без предварительного предупреждения”;

во-вторых, “чтобы состояние войны было без замедления оповещено нейтральным державам”.

Эта норма об объявлении войны не утратила своей значимости и в настоящее время, когда международное право запрещает агрессивные войны. Согласно определения агрессии 1974 г., сам факт официального объявления войны не превращает войну противоправную в войну законную. Начало же агрессивной войны без объявления представляет собой отягчающее обстоятельство, повышающее ответственность агрессора.

Объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной власти, что определяется Конституцией страны.

Так, согласно п.2 ст.87 Конституции РФ, “в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии РФ Президент РФ вводит на территории РФ или отдельных местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе”.

Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, порождает юридическое состояние войны, влечет за собой определенные юридические последствия.

Юридические последствия начала войны. Начало войны означает конец мирных отношений между воюющими государствами, что влечет за собой разрыв дипломатических, консульских и иных отношений. Персонал посольства и консульств отзывается. Защита интересов воюющего государства и его граждан может быть вверена какому-либо третьему государству (обычно нейтральному). Так, например, в годы Второй Мировой войны интересы Германии на территории СССР защищала Швеция. Она же представляла интересы СССР в Германии.

Прекращают свое действие политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, и вступают в силу договоры, регламентирующие законы и обычаи войны.

Согласно Женевской конвенции 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны», государство имеет право применить к неприятельским гражданам интернирование или принудительное поселение в определенном месте.

Имущество, непосредственно принадлежащее вражескому государству, конфискуется (за исключением дипломатических и консульских представительств).

Торговые суда, застигнутые в стране противника, могут быть задержаны до конца войны или реквизированы.

После начала войны, как правило запрещаются торговые сделки с физическими и юридическими лицами неприятельских государств (имущество, принадлежащее неприятельским гражданам, в принципе, считается неприкосновенным).

Международно-правовые последствия окончания войны. Юридическое оформление окончания вооруженной борьбы между государствами имеет большое значение, так как оно закладывает основы послевоенных отношений. В результате прекращения войны между воевавшими государствами устанавливаются мирные отношения. Фактом прекращения состояния войны следует считать прекращение военных действий, наиболее распространенными формами которого являются перемирие и капитуляция.

Перемирие может быть местным и общим.

Местное перемирие приостанавливает военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Оно направлено на решение частных задач: подбор раненных, погребение мертвых, эвакуация из осажденных пунктов женщин и детей, направление парламентеров и так далее. Если в условиях перемирия не определен срок его действия, то каждая сторона в праве возобновить военные действия в любое время, заранее предупредив об этом другую сторону. Существенное нарушение перемирия одной стороной, дает право другой стороне отказаться от условий перемирия и возобновить военные действия.

Общее перемирие прекращает военные действия. Оно распространяется не на часть театра военных действий, а на военные действия в целом. Как акт не только военный, но и политический общее перемирие заключается от имени центральных органов государства. Оно рассматривается как шаг в направлении к установлению мира, а его нарушение – как акт агрессии.

Под капитуляцией понимается прекращение сопротивления вооруженных сил или части их на театрах военных действий.

Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция. Она принимается государством, как правило, после поражения его вооруженных сил или их основной части без всяких условий и оговорок и сопровождается сдачей всех вооруженных сил в плен другой воюющей стороне.

Так, 8 мая 1945 г., после разгрома фашистской Германии в Берлине был подписан Акт “о военной капитуляции германских вооруженных сил”; после разгрома Японии 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт “о капитуляции Японии”. Акты предусматривали безоговорочную капитуляцию всех германских и японских вооруженных сил, их полное разоружение и сдачу в плен командованию Советской Армии и Союзных Армий.

Как общее правило, прекращение военных действий путем перемирия или безоговорочной капитуляции представляет собой этап на пути к прекращению состояния войны.

Прекращение состояния войны – это окончательное урегулирование экономических, политических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекращением военных действий.

Важные правовые последствия прекращения состояния войны – восстановление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме, обмен дипломатическими представительствами.

Формой осуществления окончательного мирного урегулирования прекращения состояния войны является, в большинстве случаев, заключение мирного договора.

После Второй Мировой войны страны антигитлеровской коалиции 10 февраля 1947 г. подписали выработанные на Парижской мирной конференции мирные договора с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией, Болгарией. В преамбуле каждого договора провозглашалось прекращение состояния войны.

Существует практика прекращения состояния войны в одностороннем порядке. Так, Индия 22 апреля 1952 г. опубликовала одностороннюю декларацию о прекращении состояния войны с Японией, а прекращение состояния войны между СССР и Германией было объявлено Указом ПВС СССР от 25 января 1955 г. Согласно этому акту, в частности, все возникшие с войной юридические ограничения в отношении германских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан вражеского государства, утратили силу. Вопросы окончательного урегулирования в политической, экономической и иных областях были разрешены двусторонними соглашениями между СССР и ГДР, между СССР и ФРГ.

Состояние войны может быть прекращено также путем двусторонних деклараций.

Так, СССР и Япония, подписав 19 октября 1956 г. совместную Декларацию, достигли соглашения о том, что состояние войны между СССР и Японией прекращается со дня вступления в силу Декларации (12.10.56 г.) и между ними восстанавливается мир и добрососедские дружеские отношения. Совместная Декларация предусматривала проведение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией.

 

Участники вооруженных конфликтов. По смыслу Гаагской конвенции 1907 г. “о законах и обычаях сухопутной войны” и Женевской конвенции 1949 г. “об обращении с военнопленными”, вооруженные силы составляют как регулярные (сухопутные, морские и воздушные силы), так и нерегулярные вооруженные силы (ополчение, партизаны и восставшее население).

Вооруженные силы воюющих сторон делятся на комбатантов и некомбатантов.

Комбатанты – это сражающиеся, то есть лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно ведущие с оружием в руках боевые действия против неприятеля.

К комбатантам относится весь строевой состав вооруженных сил.

Только за комбатантами

признается право применять военную силу;

к ним самим на войне применяется высшая мера насилия, то есть физическое уничтожение;

попав в руки противника, комбатант имеет право на обращение с ним, как с военнопленным.

Некомбатанты – это лица, которые принадлежат к составу вооруженных сил, оказывают помощь этим вооруженным силам но сами непосредственно в боевых действиях участия не принимают.

Это медицинский, интендантский персонал, военные юристы, корреспонденты газет, репортеры, духовенство.

К некомбатантам не должно применяться оружие до тех пор, пока они сами пользуются этим оружием только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного военного их участия в боевых действиях они ничем не отличаются от остальных комбатантов. В случае захвата неприятелем некомбатанты пользуются правами военного плена.

Партизаны. Рассматривая вопрос о комбатантах следует специально выделить участников партизанской войны.

Под партизанами понимаются лица, организованные в отряды и сражающиеся преимущественно в тылу неприятеля, в процессе справедливой войны против иноземных захватчиков и опирающиеся на сочувствие и поддержку народа.

Международное право, в частности Приложение 4-ой Гаагской Конвенции “о законах и обычаях сухопутной войны”, ставит участников партизанского движения под защиту. Так, ст.1 Приложения к этой Конвенции гласит: “Военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также и к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют нижеследующим условиям:

имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

открыто носят оружие;

соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны”.

Население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками противника и которое не имело времени устроиться согласно ст.1, будет признаваться в качестве воюющего, если будет открыто носить оружие и будет соблюдать законы и обычаи войны. Все это означало, что с принятием Гаагских конвенций партизаны объявлялись законными комбатантами, поставленных под защиту международного права.

Во время войны нередко встает вопрос о разграничении понятия военного шпиона и военного разведчика.

Шпион или лазутчик. Согласно ст.29 Приложения к 4-ой Гаагской Конвенции 1907 г., это такое лицо, “которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения о районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне”.

Итак, основное, что характеризует военного шпиона, это то, что он действует “тайным образом” или “под ложными предлогами”.

Военные разведчики. Лица, которые проникают в расположение противника для разведывательных целей и действуют в своей военной форме, не являясь лазутчиками (военными шпионами).

Таким образом, военный шпион – это человек, скрывающий свое настоящее лицо и свою деятельность, в то время как военный разведчик, который собирает в расположении противника те же сведения, которые собирал шпион, в случае его пленения, не подвергается никакому наказанию, так как он действовал открыто, в военной форме, не скрывая своей принадлежности к вооруженным силам противника.

Лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда. Лазутчик, возвратившийся в свою армию и уже после этого попавший в руки неприятеля, признается военнопленным и не подлежит никакой ответственности за прежние свои действия, как лазутчик (ст.31).

Наемники. В последнее время остро встал вопрос о международно-правовом положении наемников. Понятие “наемник” раскрывается в ст.47 Дополнительного протокола №1: наемник – это лицо, которое:

специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

фактически непосредственно принимает участие в военных действиях;

принимает участие в военных действиях, главным образом руководствуясь желанием получить личную выгоду и которому обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, значительно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом постоянно проживающем на территории контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

не послано государством, которое не является стороной в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

От наемников следует отличать военных советников, не принимающих непосредственного участия в военных действиях и направленных на службу в иностранную армию по соглашению между государствами.

В резолюции ГА ООН содержится призыв ко всем странам принять законы, объявляющие вербовку, финансирование и обучение наемников на их территориях преступлением, а также запретить своим гражданам поступать на службу в качестве наемников.

Добровольцы. В отличие от наемников участие добровольцев в военных действиях на стороне одного из воюющих правомерно. Общие принципы такого участия определены в Гаагских конвенциях 1907 г. Так, в Конвенции “о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны” устанавливается, что “ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного их воюющих”.

При разграничении статуса наемника и добровольца определяющим служит факт включения добровольца в личный состав вооруженных сил. Это делает его законным комбатантом, и воюющая сторона, включившая его в состав вооруженных сил, тем самым берет на себя ответственность за его действия. 4-ая Гаагская конвенция 1907 г. содержит норму о том, что воюющая сторона “ответственна за все действия совершенные лицами из состава ее вооруженных сил” (ст.3).

Вывод:

Современное международное право закрепляет принципиальное различие между вооруженными силами и не участвующим в военных действиях гражданским населением.

Законными участниками войны (сражающимися) являются только комбатанты. Применение оружия на войне возможно только в отношении комбатантов, а не гражданского населения.

В соответствии с 4-ой Гаагской конвенцией 1907 г. и Женевскими конвенциями 1949 г. в состав вооруженных сил (регулярных и нерегулярных) входят части и подразделения сухопутных, морских и воздушных сил, а также войска милиции, госбезопасности, добровольческие отряды, отряды ополчения, личный состав организованного движения сопротивления (партизаны). К числу законно воюющих относятся такие лица, сопровождающие армию, но не входящих непосредственно в состав вооруженных сил, а именно: гражданские лица, включенные в состав экипажей военных самолетов, военные корреспонденты, личный состав рабочих команд и служб, на которые возложены задачи по бытовому обслуживанию вооруженных сил, при условии, что они получили соответствующие разрешения и удостоверения личности от тех вооруженных сил, которые они сопровождают.

Население не оккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному желанию берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками противника, не успев сформироваться в регулярные части, также пользуется правами сражающихся.